Какие основные меры безопасности дорожного движения
Содержание:
- Законодательная база – перечень и краткое содержание
- Что такое обеспечение безопасности дорожного движения
- Лекции по ПДД
- 2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ
- 2.3. Водитель транспортного средства обязан:
- Необходимо научиться получать удовольствие от вождения
- НАВЫКИ
- Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения
- Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения
- Лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения
- Основные требования по обеспечению безопасности
- Обустройство дорог объектами сервиса
- Технический осмотр транспортных средств
- Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств
- Обеспечение безопасности пешеходов
- Регулярно пользуетесь зеркалами
- Дай дорогу дуракам…
- Что такое – безопасность дорожного движения
- Выводы
Законодательная база – перечень и краткое содержание
Приведем список основных документов, соблюдение которых обязательно для предприятий и их сотрудников.
Федеральные законы
Перечень, в который вошли нормативные документы и акты по безопасности дорожного движения, отражает важные требования к предпринимателям и юрлицам.
- № 443-ФЗ от 29.12.17 г. Рассматривает вопросы организации дорожного движения, а также устанавливает список профессий с квалификационными требованиями в отношении лиц, связанных с БДД.
- № 294-ФЗ от 26.12.08 г. Закрепляет права, обязанности юрлиц и ИП при осуществлении государственного надзора в области БДД.
- № 257-ФЗ от 08.11.07 г. Закрепляет требования по использованию автодорог в РФ, ограничивает движение для отдельных категорий ТС.
- № 259-ФЗ от 08.11.07 г. Разъясняет порядок осуществления перевозки пассажиров, багажа, грузов. Запрещает деятельность без оформления путевых листов.
- № 170-ФЗ от 01.07.11 г. Описывает порядок проведения ТО и случаи, когда он потребуется повторно.
- № 67-ФЗ от 14.06.12 г. Разъясняет порядок страхования ответственности перевозчика.
- Дополнительный указ президента о безопасности в сфере дорожного движения № от 15.06.98 г. Отражает права и обязанности представителей ГИБДД.
- № 58-ФЗ от 05.04.11 г. Вводит в силу действие Соглашения о перевозках внутри Таможенного Союза (пассажирские, грузовые, с прицепом).
Кодексы (об уголовной и административной ответственности)
- КоАП. Утверждает ответственность за нарушение правил безопасности при использовании ТС (гл. 11, 12, 14, 16, 20).
- УК. Определяет виды преступлений против БДД (гл. 27). Предусматривает наказание и по другим статьям, если следствие докажет, например, злоупотребление полномочиями ответственного лица или нанесение ущерба экологии.
- ГПК. Характеризует особенности судопроизводства в РФ для ЮЛ и ФЛ.
- ГК (части , , , ). Рассматривает порядок взаимодействия юрлиц и ИП с государством и гражданами. Описывает ситуации, когда интересы сторон находятся под защитой в случае нарушения закона.
Приказы и постановления
Список представлен обширной базой актов различной подведомственности.
Приказ Минтранса № 7 от 15.01.14 г.
Перечислим основные, непосредственно относящиеся к БДД:
- Приказ Минтранса № от 15.01.14 г. Разъясняет правила обеспечения безопасности при осуществлении перевозок автомобильным транспортом (стажировки водителей, медосмотры, внутренние проверки).
- Приказ Минтранса № от 20.03.17 г. Обязывает соблюдать минимальные требования для людей, претендующих на должность ответственного за БДД на предприятии, включая необходимую аттестацию.
- Приказ Минтранса № от 28.09.15 г. Устанавливает квалификационные требования к перевозчикам на автомобильном транспорте (юрлица и ИП).
- Приказ Минтранса № от 20.08.04 г. Отражает вопросы рабочего времени и отдыха водителей.
Правила дорожного движения
Порядок движения ТС по дорогам общего пользования закрепляется двумя актами:
- Постановление Правительства № от 23.10.93 г. Расписывает ПДД.
- №196-ФЗ от 10.12.95 г. Описывает мероприятия по контролю БДД и требования к ней. Закрепляет ответственность для водителей.
Инструкции
- Сборник инструкций для водителей по обеспечению безопасности движения. Памятки для работников на любом транспорте.
- Рекомендательный инструктаж. Отражает правила поведения водителя в рабочее время.
- Инструкция по охране труда (ТОИ). Обязывает сотрудников выполнять ряд предписаний для безопасной работы.
- Инструкция по предрейсовым медосмотрам. Разъясняет правила для водителей индивидуальных ТС.
ГОСТы
В качестве национальных стандартов используется более 2000 ГОСТов, применимых к безопасности дорожного движения. Часть из них обязательна к соблюдению на предприятиях, работающих с ТС в РФ.
В частности, ГОСТ Р ИСО 39001-2014 носит рекомендательный характер и описывает общий подход к организации управления БДД на предприятиях, использующих ТС.
Перечень контрольных стандартов приводится на сайте Росстандарта.
В соответствии с указом президента № 711, все технические нормы и правила при проведении мероприятий по БДД стандартизированы и приведены к единому виду. Как результат, документация ответственного за безопасность дорожного движения составляется по типовым формам (журналам, бланкам).
В отдельных случаях требуется сопровождение консалтинговой компанией (транспортный аудит), которая предоставляет полный набор шаблонов для любого вида деятельности.
Что такое обеспечение безопасности дорожного движения
Обилие на дорогах транспорта, его использование требуют постоянного контроля. Ведь автомобили не только вносят в жизнь удобства, но и могут стать причиной травм, гибели людей, нанесения материального ущерба. Чтобы этого не происходило, создана система, обеспечивающая безопасность на дороге.
Само понятие означает комплекс мер, способствующих профилактике ДТП, уменьшению тяжести их последствий. Цели, которые ставит перед собой государственная безопасность дорожного движения, – сохранение жизни и здоровья его участников, их имущества, защита прав водителей и пешеходов.
Лекции по ПДД
Конспекты занятий по Правилам дорожного движения — результат труда преподавателей теории и инструкторов вождения, по сути это и есть сами занятия по ПДД в сжатой форме. Предлагаемые Вам конспекты по ПДД ни в коей мере не заменяют и не могут заменить Правила дорожного движения, это лишь маленький путеводитель для тех кто учится в автошколе, призванный облегчить понимание сухого и официального текста ПДД. На занятиях хорошие преподаватели стараются не вдалбливать пункты Правил, а стараются добиться их понимания, так как именно понимание Правил дорожного движения помогает Вам на дороге.
Представьте двух людей говорящих на абсолютно разных языках, много ли они поймут при общении? Весьма сомнительно… Правила дорожного движения по сути, язык общения водителей, кстати сказать международный. Вам не составит труда, зная Правила, разобраться в дорожной ситуации в любой стране и на любом континенте. Да, все очень просто, Правила нужны для взаимопонимания, зная намерения остальных водителей, а правильнее сказать – участников движения, легко спланировать свои действия. В нашем случае взаимопонимание и безопасность синонимы. Естественно, безопасность обеспечивается не только Правилами дорожного движения. Наличие дорожных знаков, дорожной разметки, средств регулирования вносят неоспоримый вклад в безопасность дорожного движения, так же как и техническое состояние транспортного средства, и профессиональные качества самого водителя. Даже сам факт наличия дорог упорядочивает транспортный поток, тем самым обеспечивая безопасность. Представьте, что бы происходило, если бы на большой асфальтированной площадке, между знаков и светофоров разъезжало три-четыре сотни автомобилей… На протяжение нашего обучения мы постараемся в легкой и доступной форме научиться правильно понимать дорожную ситуацию, оценивать все риски и принимать правильное решение на дороге. В дальнейшем мы будем использовать следующие сокращения и обозначения:
ПДД или Правила — Правила дорожного движения; БД — безопасность движения; ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения; ДПС — Дорожно-патрульная служба; ж/д — железнодорожный переезд; ДТП — дорожно-транспортное происшествие; КоАП — Кодекс РФ об административных правонарушениях; ОСАГО —обязательное страхование автогражданской ответственности; ТС — транспортное средство; МТС — маршрутное транспортное средство
движение разрешено, ТС имеет преимущество | |
движение разрешено, водитель ТС обязан уступить дорогу | |
движение запрещено |
- ПДД, общие положения, основные понятия и термины
- Общие обязанности водителей, пассажиров и пешеходов
- Дорожные знаки
- Дорожная разметка
- Применение специальных сигналов
- Сигналы светофора и регулировщика
- Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
- Начало движения и маневрирование
- Расположение ТС на проезжей части
- Скорость движения
- Обгон и встречный разъезд
- Остановка и стоянка
- Проезд перекрестков
- Пешеходные переходы и места остановок маршрутных ТС
- Движение через железнодорожные пути
- Движение по автомагистралям
- Движение в жилых зонах
- Приоритет маршрутных ТС
- Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
- Буксировка механических ТС
- Учебная езда
- Перевозка людей
- Перевозка грузов
- Дополнительные требования к движению велосипедов
- Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация ТС
- Основы безопасности дорожного движения
- Оказание первой помощи пострадавшим
- Ответственность водителя
2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ
Восприятие — более сложный опознавательный процесс, нежели ощущение. При ощущении отражаются отдельные качества и свойства предметов окружающего нас мира, при восприятии же эти качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии, т. е. в виде единого образа.
Процесс восприятия связан с пониманием сущности предметов и явлений. Водитель, управляя автомобилем, должен воспринимать большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей. Качество восприятия, т. е. его быстрота, полнота и точность, зависит от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях «увидит» больше и быстрее, чем новичок. Очень важны для водителя восприятия пространства и времени.
Восприятие пространства. Обычно человек воспринимает пространство как трехмерное. Удаленные предметы видны под меньшим углом, чем близкие, имеющие те же размеры
Для водителя наиболее важно восприятие расстояний между предметами к их удаленности. Ничто не воспринимается изолированно, в отрыве от общего окружения
Вот почему так важно для водителя знание размеров предметов, наиболее часто встречающихся при управлении автомобилем. Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер.
Значительно сложнее восприятие и оценка расстояний от водителя до двигающихся объектов (автомобили, пешеходы и пр.) и между объектами.
На оценку расстояния до предметов влияет цвет, в который окрашены эти предметы. Например, расстояние до автомобиля, окрашенного в темные тона (в черный или синий цвет), переоценивается, т. е. автомобиль кажется водителю дальше, а автомобиль, окрашенный в яркие, светлые тона (оранжевый, желтый), наоборот, кажется ближе.
Правильное восприятие времени — важнейшее качество водителя. Умение точно оценивать временные интервалы, особенно при совершении различных маневров на больших скоростях, имеет в ряде случаев решающее значение в обеспечении безопасности движения. Оценка скорости движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера, который является одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Неправильная оценка временного интервала приводит к нервозности, резким приемам управления -и, как следствие, к аварийной обстановке. Так, например, большинство ошибок водителей при обгоне связано с неправильной оценкой интервала времени, расстояния до встречного автомобиля и его скоростью.
Водители могут допускать ошибки в восприятии и оценке коротких временных интервалов. Наиболее опасна тенденция к их переоценке, когда при недостатке времени водителю кажется, что времени для выполнения маневра вполне достаточно; ошибка, как правило, обнаруживается слишком поздно. На точность восприятия времени оказывают влияние индивидуальные особенности человека, его эмоциональное состояние.
В практике управления автомобилем иногда встречается неправильное восприятие окружающих объектов, называемое иллюзией. Причины иллюзий различны: контрастность восприятия, особенности перспективы, меняющийся рельеф и др. Чем больше скорость автомобиля, тем больше искажается соотношение пропорций окружающих предметов. Водитель, совершая обгон на большой скорости, считает дорогу более узкой, чем это есть на самом деле, вследствие чего он может непроизвольно отклоняться в сторону осевой линии. Часто круговые кривые в плане воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворотов увеличенной. Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются более крутыми.
Иллюзорные восприятия опасны. Даже при незначительном искажении действительности они могут привести к аварийным ситуациям. Так, например, иллюзорное восприятие пешехода впереди автомобиля, встречного автомобиля или какого-либо препятствия, как правило, вызывают неправильную реакцию водителя: резкий поворот, экстренное торможение и др.
Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий у водителя могут быть: утомление, отрицательные эмоции (неуверенность, страх), ослабление внимания, состояние алкогольного опьянения и пр.
Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, которые являются результатом болезненного состояния человека. При галлюцинациях водитель видит предметы или слышит звуки, которых в действительности нет. При иллюзиях объект восприятия всегда существует, но воспринимается искаженно.
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с “Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения” (в дальнейшем – “Основные положения”).
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;
2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства ВС РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.
В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
2.3.3. Предоставлять транспортное средство:
- сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
- медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.
Примечание. Лица, воспользовавшиееся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники – выдать талон установленного образца.
По требованию владельцев транспортных средств, федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности, возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы, либо ущерб в соответствии с законодательством.
Необходимо научиться получать удовольствие от вождения
У людей, начинающих водить автомобиль и уже опытных водителей, часто неосознанно, вырабатывается неправильное отношение к вождению автомобиля. Для них каждая поездка – это стресс. Это отношение может перерасти в привычку и иметь негативные последствия.
Когда человек получает удовольствие от езды, то он в меру расслаблен, меньше устаёт и легче реагирует на различные изменения в дорожной обстановке.
Зажатому и напряжённому человеку труднее реагировать на различные изменения обстановки требующей немедленной реакции. Это связано с физиологией. Чтобы изменить движение тела на противоположное, сначала потребуется расслабить зажатые мышцы, а уже затем менять направление движения. На это требуется время. Этого времени может не хватить при возникновении экстренной ситуации.
Напряжённые поездки отнимают у водителя много сил и очень сильно перегружают нервную систему и внимание. Это сказывается на здоровье и реакции
Для того чтобы быстрее начать получать удовольствие от езды и снизить стрессовую нагрузку на нервную систему необходимо поменять отношение к езде. Для этого:
- перестать себя накручивать перед каждой поездкой;
- выбирать тот темп движения и маневрирования, который позволяет Вам комфортно отслеживать ситуацию на дороге;
- выбирать удобное время для поездки (когда нет пробок, хорошая погода и т.д.);
- перестать реагировать на других нервных водителей. Их нервная система – это их проблема;
- перед каждой поездкой настраивать себя на получение удовольствие от езды;
- при необходимости делать остановки для отдыха;
- не суетится за рулём.
НАВЫКИ
Система обучения играет важную роль в обеспечении безопасности движения. Водитель, воспринимая окружающую обстановку, выполняет различные действия по управлению режимом движения автомобиля: нажимает на педали сцепления, тормоза, управления дросселем, поворачивает рулевое колесо, перемещает рычаг переключения передач. Эти действия будут наиболее совершенными (исходя из сложившейся дорожно-транспортной ситуации), быстрыми и точно дозированными только в случае необходимых знаний, умения и навыков.
Знания — это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для безопасного управления автомобилем.
Умение — способность своевременно и целеустремленно применять специальные знания и навыки в процессе управления автомобилем.
Навыки — способность совершать необходимые и эффективные действия по управлению автомобилем (степень совершенства, доведенная до автоматизма).
В начале обучения целесообразно выработать у обучаемого навыки автоматического отыскания рычагов и педалей управления к необходимую последовательность действий при работе ими.
Овладение многими двигательными навыками значительно эффективнее в том случае, если внимание обучаемого не отвлекается на решение других задач. В этом отношении обучение на тренажере имеет преимущества перед обучением на автомобиле
Основной задачей последующего обучения является формирование соответствующих зрительных представлений. В процессе тренировки зрительные представления объединяются в единые комплексы с представлениями мышечно-двигательными и вестибулярными.
Дальнейшее совершенствование навыков управления автомобилем должно быть направлено на увеличение точности и быстроты восприятия дорожной обстановки, быстроты действий при выполнении основных приемов (поворотов, разворотов, остановок в заданном месте, заезда в ворота и т. п.) и привыкания к управлению автомобилем на различных скоростях, а также вождение автомобиля в особых условиях движения (гололед, туман, снег, дождь, темное время суток).
Навыки формируются в процессе упражнений, т. е. повторного выполнения действий для усовершенствования способа их выполнения. Но не всякое повторение действий можно считать упражнением. Для того чтобы повторное выполнение действий стало упражнением, необходимо уяснить цель и значение вырабатываемого навыка, знать результат каждого отдельного упражнения и быть уверенным в своих силах и возможностях.
Продуктивность навыка зависит также от метода обучения, способностей и эмоционального состояния обучаемых, от правильного распределения упражнений по времени, т. е. планирования тренировок.
Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения
Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения
О сохранности собственной жизни обязан думать каждый, выходя или выезжая на улицу, но при этом он также вправе рассчитывать на защиту от общества и государства.
Обеспечение включает:
- регулирование деятельности транспорта и дорожного хозяйства, также разработка и утверждение норм безопасности;
- организация движения;
- мероприятия по безопасности;
- обучение езде и нормам движения;
- медицинские мероприятия;
- сертификация и декларирование;
- лицензирование;
- страхование.
Также в понятие обеспечения входят меры по надзору.
Лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения
Коммерческая деятельность, где затронут аспект безопасности движения, подлежит лицензированию. Это относится к
- перевозчикам;
- фирмам, занимающимся экспедированием;
- ремонтникам;
- проектировщикам;
- строительным компаниям;
- службам по испытанию и проверке качества;
- автошколам;
- производителям технических систем, сервисным центрам, обслуживающим их;
- изготовителям регистрационных знаков;
- компаниям, производящим бланки водительских прав.
Исполнительная власть ведет учет степени безопасности на всей территории РФ. Берутся количественные показатели:
- аварий и пострадавших;
- нарушителей;
- административных и уголовных нарушений в отношении дорожного движения.
Одним из наиболее эффективных способов уменьшения количества смертей и травм на дорогах выступает профилактика. С этой целью Правительство РФ организует федеральные и местные программы за счет финансов из государственной казны и иных источников.
Основные требования по обеспечению безопасности
Строители, разработчики и проектировщики дорог на территории РФ обязаны ориентироваться на безопасность тех, кто будет пользоваться созданной ими дорогой. В своей деятельности они опираются на нормы соответствия техническим регламентам и другим нормам государственного строительного надзора или иной уполномоченной структуры. Ответственность за соответствие этим нормам вменяется руководству проекта, а при реконструкции и строительных работах — на исполнителей работ. Недопустимо снижать капитальные затраты, если это негативно скажется на безопасности дороги.
Обустройство дорог объектами сервиса
Для удобства путешественников на трассах устанавливают отделения сервисных служб, найти которые можно с помощью специальных знаков, например, сигнализирующих о расположении ближайшей клиники, заведения питания, отеля или отделения связи. Также с помощью последних предоставляют информацию по безопасности.
Иногда движение на некоторых отрезках пути ограничивают или вообще прекращают. Такие полномочия есть у
- исполнительных властей, ответственных за предоставление госуслуг и дорожное хозяйство;
- представителей местного самоуправления.
Такой порядок утвержден Федеральным законом №257-ФЗ.
Технический осмотр транспортных средств
Весь транспорт, использующийся в пределах РФ, подлежит установленному законом техническому осмотру. При этом должны соблюдаться следующие требования:
- При проведении техобслуживания и ремонта ориентируются на соблюдение безопасности движения.
- Соответствие нормам, правилам и процедурам заводов-изготовителей транспорта;
- Организации и частные предприниматели, предоставляющие услуги технического ремонта и обслуживания, обязаны соответствовать установленным законом нормам.
Соответствие техническим нормам подтверждается официальным документом, который обязательно выдает исполнитель работ и услуг.
Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств
Запрещено использовать транспорт:
- неисправный;
- имеющий серьезные повреждения, влияющие на качество управления;
- незастрахованный;
- ведомый нетрезвым водителем.
Неисправности, при которых запрещено выезжать на дорогу, содержатся в соответствующем перечне, утвержденном Правительством РФ.
Обеспечение безопасности пешеходов
ПДД касаются не только владельцев транспортных средств, но и простых людей. Часть ДТП на улицах происходит по их вине. Переходы в неположенных местах, движение на красный сигнал светофора и банальная невнимательность приводят к трагическим последствиям.
Все участники ДД, тем более пешие, должны проявлять повышенную внимательность на дорогах. Последние (особенно дети и пожилые люди), в отличие от водителей, уязвимы и физически не защищены.
Поэтому задача пешеходов — быть максимально сосредоточенными.
Необходимо соблюдать ряд правил:
Перемещаться возле трассы только по специальным зонам, предназначенным для пеших участников движения: тротуарам, переходам, обочинам.
Иметь при себе светоотражательные предметы, особенно когда на улице зима, туман или просто пониженная видимость.
На пешеходных переходах без четкого регулирования движения перемещаться с особой осторожностью, следя за безопасным расстоянием до ТС.
При неблагоприятной погоде, в условиях пониженной видимости требуется повышенная концентрация, т. к. усложняется управление транспортным средством. Тормозной путь машин увеличивается, поэтому при пересечении дороги пешеход должен убедиться в полной их остановке и только потом осуществлять движение. Внимательность важна и в зимнее время, когда из-за гололеда и снега оно затруднено. Желательно перемещаться только по участкам, присыпанным песком. Пересечение дорог в неположенном месте запрещено.
Кроме того, есть основные правила передвижения пешеходов:
- идти только на зеленый сигнал светофора;
- смотреть в обе стороны при пересечении дороги;
- передвигаться при наличии светофора и перехода.
Дисциплину нужно развивать и в юных пешеходах, поскольку они тоже являются участниками дорожного движения. Кроме того, не стоит забывать, что в ДТП виноваты все сопричастные лица. Если человек ответственно подходит к соблюдению ПДД, количество аварийных ситуаций уменьшается.
Регулярно пользуетесь зеркалами
Грубо говоря каждые 5 секунд. Это позволит Вам лучше понимать и контролировать дорожную обстановку вокруг вас. Примеры:
- В случае аварийной ситуации Вы будете понимать можно ли куда-либо сманеврировать, чтобы избежать аварии.
- При торможении на светофоре. Необходимо посмотреть в зеркало заднего вида, чтобы убедиться, что машина сзади успевает от тормозится. Если нет, то вы можете чуть-чуть продвинуть свою машину вперёд. Заблаговременно оставив перед собой немного пространства на подобный случай.
- При поворотах вы будете видеть не режут ли вашу территорию движения кто-нибудь из других участников движения.
- При обгоне или перестроение вы будете видеть не совершает ли кто-то рядом с вами подобный маневр.
Дай дорогу дуракам…
На дорогах встречаются разные люди (водители), и их можно разделить на несколько групп:
- Грамотные водители – к ним можно отнести людей (водителей) с большим водительским стажем и опытом, которые хорошо читают дорожную обстановку, могут прогнозировать поведение других водителей и их поведение понятно другим участникам дорожного движения. К ним можно отнести водителей с небольшим водительским стажем, которые постоянно совершенствуют водительское мастерство в свободное от вождения время и умеющих делать работу над ошибками;
- Новички – люди (водители) с небольшим водительским стажем, совершающие большое количество ошибок во время вождения. Зачастую они создают вокруг себя нервную обстановку на дороге, которая может привести к аварийной ситуации.
- Дураки – люди (водители), не обременённые знаниями поведения за рулём и не желающие их приобретать. К ним же можно отнести людей самодуров, которые считают, что они всё знают и они всегда правы;
- Больные или уставшие – это люди (водители) находящиеся в состоянии утомления или плохого самочувствия, вынужденные находится за рулём в виду определённых жизненных обстоятельств, вынудивших их сесть за руль в таком состоянии;
- Мошенники – люди (водители) основная деятельность которых состоит в незаконном отъёме денежных или имущественных средств у населения, путём мошеннических действий на дорогах;
- Бандиты – люди (водители) которые занимаются грабежом и убийством;
- Психопаты – люди (водители) находящиеся в состоянии аффекта или с патологиями психики;
- Лихачи – люди (водители) способные ради сомнительного удовольствия на бессмысленные, вредные или приступные поступки;
- Сонные – люди (водители) которые погружаются в сон или находятся в сонном состоянии т.к. не потратили достаточного времени на свой сон;
- Пьяные – люди (водители) находящиеся за рулём в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Для комфортного и безопасного дорожного движения необходимо осознание и понимание того, что на дороге находятся все перечисленные группы водителей в той или иной пропорции. С этим надо смирится, успокоится и относится к этому с пониманием. Не стоит тратить свои нервы и здоровье на не совсем адекватное поведение того или иного водителя. На всех нервов и здоровья не хватит.
Не обязательно точно определять кто находится за рулём того или иного автомобиля
Не забивайте себе этим голову, так как человеческое внимание ограниченно. Нельзя следить за всем
В случае возникновения рядом с вами автомобиля, водитель которого странно себя ведёт (совершает опасные манёвры или провоцирующие действия), держитесь от него подальше. Если это невозможно, то примите все возможные меры для уклонения от проблем, связанных с таким водителем:
- увеличьте дистанцию;
- сверните на обочину;
- измените манеру торможения;
- обратитесь в правоохранительные органы;
- двигайтесь в оживлённые места;
- включите аварийку.
Не надо учить жизни дураков. Это могут оказаться мошенники или бандиты. Помните, что мошенники или бандиты могут маскировать своё поведение, под поведение новичков!
Не надо учить жизни новичков. Они могут по неопытности устроить такую аварию, после которой вы ещё долго будете разгребать проблемы.
Иногда водители могут совершать странные или необъяснимые поступки из-за ограниченной видимости.
Надо быть снисходительнее к людям (водителям) на дороге, так как Вы тоже были новичком и иногда тоже совершаете ошибки!
Что такое – безопасность дорожного движения
В соответствии с определением БДД – это понятие, описывающее уровень защиты участников движения от ДТП и их последствий. Иными словами, это закрепленный настоящими правилами комплекс мер (в т. ч. превентивных), обеспечивающих должную безопасность на дороге.
Стоит отметить, что основы законодательства в сфере дорожного движения регламентированы различными управлениями: ГУОБДД МВД, Правительством и ведомствами – Росавтотрансом и Минтрансом, Росстандартом. Отдельные аспекты регулируются Минздравом и даже Минобрнауки.
По состоянию на 2016 год число значимых правовых актов перевалило за 150 шт. А в 2019 г. с учетом стратегий по автотранспортной безопасности и отдельных инструкций – за 3000.
Это объясняет многогранность понятия БДД: каждый человек может пострадать из-за нарушений правил, поэтому ответственность предусматривается для водителей, их руководства, а также инфраструктурных служб (дорожное хозяйство, связь и коммуникации) и ГИБДД.
Выводы
Аварийность на дорогах – серьезная международная проблема, требующая не только законодательного регулирования, но и изменения в уровне сознательности граждан, являющихся сторонами в ДД. Это относится как к водителям, так и к пассажирам, пешеходам.
Политика государства должна быть направлена на предотвращение ДТП с любыми травматическими исходами, а простым гражданам следует соблюдать ПДД и быть осмотрительными в любых ситуациях на или возле дороги.
Как оказывать первую медицинскую помощь при ДТП можно узнать из следующего видео: