Как работает радиатор охлаждения двигателя
Содержание:
- Как систематизировать знания и получить практические навыки по теме?
- Актуальная система
- Основные причины появления проблем при холодном запуске двигателя
- Немного о системе охлаждения: что заливают в радиатор автомобиля?
- Какие батареи отопления лучше для квартиры
- Конструкция радиатора
- Дополнительные функции
- КОНСТРУКЦИЯ РАДИАТОРА
- ЧТО ЛУЧШЕ: РЕМОНТИРОВАТЬ ИЛИ МЕНЯТЬ
- Назначение
- Повреждения радиаторов: причины, профилактика
- Какие бывают радиаторы?
- Видео тест-драйва
- 3 Принцип работы
- Чугунные батареи
- Обзор разных видов
- КАК ПРАВИЛЬНО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ?
- Какие чугунные радиаторы лучше
Как систематизировать знания и получить практические навыки по теме?
Изучить тему «Системы смазки и охлаждения» подробно поможет лицензионный обучающий продукт «Автомобильные основы» на платформе LCMS ELECTUDE.
Огромное преимущество использование платформы состоит в том, что вы не просто последовательно получаете необходимый набор знаний, а имеете возможность поработать с устройствами на практике, отточить навыки диагностики и ремонта (платформа располагает встроенным тренажёром).
Платформа адаптивна как для проведения занятий в аудитории, так и дистанционного обучения. Очень удобно, что система располагает продуманной системой тестов. Можно не просто изучить материал, а проконтролировать, как он усвоен, какой реальный прогресс при изучении системы охлаждения двигателя.
Источник
Актуальная система
Отечественные и зарубежные системы охлаждения в подавляющем большинстве представляются закрытыми, где жидкости перемещаются принудительно. Основными их элементами служат:
- радиатор охлаждения;
- патрубки и соединительные шланги;
- рубашка (технологические каналы блока);
- водяная помпа;
- многолопастной вентилятор;
- термостат.
При работе силовой установки располагающийся антифриз в каналах рубашке получает от мотора тепло. Далее она перемещается по имеющимся каналам к радиатору, чтоб остывать, и возвращается по другим каналам обратно. Движению помогает располагающийся в системе насос, а охлаждению способствует расположенный за радиатором большой вентилятор. Интенсивность работы корректируется встроенным термостатом и своевременным автозапуском/автоостановкой вентилятора.
Долив необходимого объема антифриза осуществляется через специальную горловину в радиаторе. Также это можно делать посредством расширительного бачка. Как правило, в современных системах умещается около 6—12 л тосола. Заменить его удастся после полного слива, отвинтив крышку на блоке либо в нижней части радиаторного бачка.
Основные причины появления проблем при холодном запуске двигателя
Немного о системе охлаждения: что заливают в радиатор автомобиля?
Работа любого двигателя внутреннего сгорания представляет собой череду небольших взрывов смеси топлива и воздуха, которые обеспечивают поступательное движение поршней и вращение коленвала. Далее эта энергия через системы трансмиссии передается к колесам, которые вращаются с определенной скоростью, и автомобиль приходит в движение.
Естественно, что выше представлена упрощенная схема эксплуатации авто. На самом деле этот процесс намного сложнее, он постоянно развивается, усовершенствуется и усложняется. Но независимо от типа двигателя, вида топлива, при возгорании смеси выделяется огромное количество тепла. Если его вовремя не отвести, то металлические детали мотора просто выйдут из строя.
Поэтому и существует система охлаждения двигателя. Обычно она бывает трех видов:
- Жидкостная.
- Воздушная.
- Комбинированная.
Использование жидкости для охлаждения является наиболее эффективной и часто используемой системой. Воздушное охлаждение применяется достаточно редко: яркий пример автомобиль Запорожец. Сочетание воздушных и жидкостных систем применяется не везде.
Охлаждающая система состоит из нескольких основных частей:
- радиатора, который представляет собой набор тонких металлических трубок (обычно из сплавов меди) и небольших емкостей для сбора и хранения жидкости;
- отопительного радиатора;
- вентилятора, который также участвует в снижении температуры за счет потока воздуха;
- каналов в частях двигателя;
- помпы, которая отвечает за движение жидкости с определенным напором;
- расширительного бачка, в котором скапливаются резервные запасы охладителя.
Когда мотор работает, то помпа приводит в движение жидкость, которая проходит через все каналы и радиаторы по замкнутому кругу. При этом значительная часть тепла отводится от металлических частей и охлаждается в трубках радиатора. При движении автомобиля дополнительно встречным потоком воздуха температура радиатора снижается.
Какие батареи отопления лучше для квартиры
Радиаторы отличаются уровнем теплоотдачи, сроком эксплуатации и ценой. Определяющим фактором качества работы установки считается материал изготовления. Самые популярные виды батарей отопления в квартире – это:
Принцип работы конструкции прост. Преимущественно теплоносителем выступает горячая вода. Подключение осуществляется через трубу. Под воздействием тепла поверхность установки начинает нагреваться, а температура помещения – увеличиваться. В зависимости от материала изготовления и конструкции панелей водяные радиаторы остывают быстрее или медленнее.
В чугунные установки горячая вода заходит с одной стороны и выходит с другой. Для осуществления такой работы необходимо большое количество теплоносителя. Принцип действия стальных, алюминиевых и биметаллических теплообменников имеет небольшую разницу. Внутри каждой секции есть тонкая трубка, которая наполняется горячей водой. Благодаря воздушной подушке, которая образуется внутри, теплопроводность таких батарей выше. Для запуска системы понадобится всего 350 г воды, что упрощает установку.
Чтобы понять, какие радиаторы подойдут лучше для отопления квартиры, стоит ознакомиться с основными характеристиками каждого вида. Батарея – универсальная установка для обогрева коммерческих, производственных и жилых зданий – имеет свои особенности в зависимости от материала изготовления. Сопоставив плюсы и минусы, вы найдете оптимальный вариант.
Биметаллические радиаторы
Приборы изготовляют из стали и алюминия. Установка очень долговечна, имеет высокую теплопроводность. Привлекательный вид батарей делает их лучшим вариантом для офиса, дома. Система представляет собой конструкцию из вертикальных стальных трубок, которые снаружи покрыты алюминием. Такой теплообменник устойчив к коррозии, долговечен. Если вам будет не хватать температуры, то к биметаллической батарее всегда можно прикрепить еще одну секцию.
Алюминиевые
Установки отличаются высокой теплоотдачей, привлекательным дизайном. По сравнению с предыдущим вариантом их цена более доступна. Если вас интересует замена радиаторов отопления в квартиры, алюминиевый вариант подойдет как нельзя лучше. Монтировать их легко. Батареи устанавливают в автономные и центральные отопительные системы. Для более экономного потребления энергии рекомендуется использовать термостатические клапаны.
Если вы не знаете, какие радиаторы лучше для центрального отопления, то выбирайте такой вариант. Конструкция идеально подходит для системы отопления циклического типа. Установка надежна, прослужит много лет. К недостаткам относят сравнительно небольшую теплоотдачу, быстрое остывание систем. Она очень громоздка, поэтому требует особых навыков в установке. Стоят такие теплообменники недорого, что делает их очень популярными.
Доступные и практичные системы остаются востребованными по сей день. Их устанавливают в коттеджах, квартирах, коммерческих помещениях. Степень теплоотдачи очень высока. При неправильном расчете мощности системы или низкой температуре теплоносителя цельная железная конструкция может стать проблемой. Модернизировать ее невозможно, поэтому придется менять всю конструкцию. Стоимость стальных батарей невысокая.
Конструкция радиатора
Основными элементами радиатора являются бачки и находящиеся между ними соединительные трубки. Бачки радиатора могут располагаться по бокам или сверху и снизу, в зависимости от модели. Антифриз поступает в радиатор сверху и, опускаясь вниз, охлаждается.
Бачки делаются как пластиковыми, так и металлическими. Пластик легче и дешевле, но при повреждении уже не ремонтируются. А металл, хоть имеет более высокую стоимость, при необходимости можно «реанимировать» – заварить или запаять трещину или пробитое отверстие.
Конструкция радиатора: 1. Бачок радиатора. 2. Охладитель жидкости АКПП. 3. Прокладка. 4. Радиатор системы охлаждения. 5. Боковая соединительная скоба. 6. Основание каркаса. 7. Бачок масляного радиатора. 8. Масляный радиатор. 9. Виско-муфта вентилятора. 10. Вентилятор.
Для улучшения теплообмена между трубками располагаются дополнительные элементы – пластины (в старых моделях) или алюминиевые гофрированные полоски-ленты (в современных радиаторах). Именно ленточная конструкция сочетает в себе прочность и хорошую теплоотдачу, так что большинство радиаторов изготавливаются по этой технологии.
Дополнительные функции
Помимо снижения температуры работающих механизмов, охладитель должен соответствовать еще некоторым требованиям и выполнять параллельные задачи.
Защищать металлические составляющие движка от ржавления
И это важно, поскольку при взаимодействии металлов с жидкими составами коррозия – вещь весьма возможная;
Смазывать помповый подшипник. Иначе от постоянного трения он будет постепенно истираться и перестанет выполнять свои функции;
Увеличивать предел, после которого жидкость закипает. Очень актуально в летнюю жару, когда моторные температуры дополняются природными.
Если вникнуть в этот перечень, станет понятно, почему заливать в радиатор воду нельзя.
Будут нарушены сразу два условия нормального функционирования: металлические запчасти заржавеют, а не смазанная помпа выйдет из строя. В безвыходной ситуации, только чтобы доехать до «места», можно ненадолго заполнить радиатор водой, однако пользоваться ею постоянно – значит запороть машину.
КОНСТРУКЦИЯ РАДИАТОРА
Материал, из которого изготавливаются автомобильные радиаторы – металл (алюминий или медь). Он обладает отличной теплопроводностью. Стенки теплообменника очень тонкие, благодаря чему антифриз быстро отдает свою температуру.
Конструкция радиатора состоит из тонких трубок, спаянных между собой в форму прямоугольника. Этот элемент крепится на двух бачках (один на входе, другой на выходе). Дополнительно на трубки нанизаны пластинки, что увеличивает площадь теплоотдачи. Воздух проходит между ребрами и быстро охлаждает поверхность детали.
Все теплообменники имеют два отверстия: на вход и на выход. К ним подсоединяются патрубки системы. Для слива жидкости из полости теплообменник оснащается пробкой, установленной внизу конструкции.
Если автомобиль движется по трассе, потока воздуха достаточно, чтобы охладить антифриз естественным путем (обдув ребер). В случае движения в городе поток воздуха не такой интенсивный. Для этого в системе охлаждения за радиатором устанавливается большой вентилятор. В старых моделях автомобилей он имел прямой привод от мотора. Современные машины оснащены системой контроля температуры тосола и при необходимости включает принудительный обдув.
Как изготавливают радиаторы – смотрите в следующем видео:
Как делают автомобильные радиаторыWatch this video on YouTube
ЧТО ЛУЧШЕ: РЕМОНТИРОВАТЬ ИЛИ МЕНЯТЬ
Всех автомобилистов можно условно разделить на две категории. Первые считают, что вышедшую из строя деталь нужно менять на новую. Вторые уверены, что все можно отремонтировать. И починка радиаторов – частая тема для споров.
Интернет изобилует всевозможными советами по самостоятельному устранению течи. Одни используют специальные пластикаты. Другие засыпают в систему средства, предназначенные для закупорки трещин. Иногда некоторые методы помогают на время продлить эксплуатацию детали. Но в большинстве случаев эти методики лишь засоряют систему охлаждения.
Медные модели есть смысл ремонтировать, потому что их достаточно легко запаять. В случае алюминиевых аналогов ситуация другая. Их можно запаять, однако для этого будет использоваться дорогостоящая сварка. Поэтому стоимость ремонта потекшего радиатора будет практически идентична цене новой детали. Соглашаться на эту процедуру есть смысл только в случае с дорогой моделью теплообменника.
В большинстве случаев ремонт – лишь временная мера, потому что в системе охлаждения постоянно возникает высокое давление, что приведет с повторной разгерметизации магистрали. Если проводить своевременное обслуживание и очистку системы, менять радиатор часто не придется. Поэтому, когда деталь сломалась и на землю вылилась драгоценная охлаждающая жидкость, лучше этот узел заменить, чем постоянно выбрасывать деньги на приобретение очередной канистры.
Назначение
Повреждения радиаторов: причины, профилактика
Как и любая деталь, радиатор в машине тоже может выйти из строя. Вот пять основных причин.
- Механические повреждения. Так как эта деталь устанавливается впереди автомобиля, на нее часто попадают посторонние предметы. Например, это могут быть камни от впереди идущего авто. Даже незначительное столкновение машины может повредить радиатор, что нарушит герметичность системы охлаждения.
- Окисление металла. Хотя все элементы теплообменника изготавливаются из нержавеющих материалов, радиаторы не защищены от образования накипи внутри их полостей. Из-за использования некачественной охлаждающей жидкости металлические детали мотора могут окисляться, что засоряет магистраль и препятствует свободной циркуляции антифриза.
- Естественный износ. Постоянный нагрев и охлаждение приводит к «усталости» металла, от чего снижается его прочность. Вибрации в подкапотном пространстве способствуют разрушению соединительных швов, из-за чего может появиться течь.
- Чрезмерное давление в магистрали. Если на расширительном бачке установлена некачественная пробка, со временем клапан для сброса давления перестает функционировать. Из-за нагрева антифриза до температуры выше 100 градусов в системе увеличивается объем. Чаще всего расходятся швы на пластиковых элементах. Но стенки старого теплообменника со временем становятся тоньше, что приводит к разгерметизации и протечкам.
- Замерзание охлаждающей жидкости. Такое может происходить в случае использования неподходящего антифриза или обычной воды. На морозе вода кристаллизуется и расширяется. От этого на стенках трубок появляются трещины.
Большинство из перечисленных проблем можно предотвратить, применив профилактические методы. Чтобы продлить службу радиатора, хозяин авто может предпринять следующие меры.
- Не заливать в систему обычную воду. В экстренном случае можно воспользоваться дистиллированной, но в ближайшее время нужно поменять ее на тосол. Эта жидкость закипает при температуре выше 115 градусов. Помимо этого она содержит смазочный материал, что благотворно влияет на крыльчатку насоса и другие металлические детали системы.
- Своевременно менять тосол, а при уменьшении уровня – доливать его. Замену нужно производить не реже 50-70 000 км. пробега (для антифриза этот интервал составляет от 150 тысяч). Но если ОЖ поменяла свой цвет и стала черной, это явный сигнал для обслуживания системы.
- Устанавливать такой радиатор, который изготовлен для данной модели автомобиля.
- Проводить плановое техническое обслуживание всей системы охлаждения.
- Сохранять ребра теплообменника в чистоте.
- Во время замены тосола периодически применять промывку внутренних стенок змеевика.
Какие бывают радиаторы?
Радиаторы охлаждения и отопления, можно поделить на две группы, первая — это медно-латунная группа, а вторая – это алюминии-пластиковая. Разделение конечно же очень условное, поскольку существует довольно много вариаций, вроде пластик + медь или медь + алюминий + пластмасса. Например, исключительно медных радиаторов не бывает, всегда присутствует латунь, медь и иногда сталь. Далеко не каждый автолюбитель знает, что радиаторы на ВАЗ «классику» имеют сердцевину сот состоящую из латунных трубок и стальных теплоотводов, и только экспортные варианты «классических» радиаторов имели медные теплоотводы, для использования машин в жарких странах.
В свою очередь алюминиевые радиаторы делятся еще на две дополнительные группы это цельнопаянные, в которых вся конструкция (бачки + сердцевина сот) или только сердцевина (соты) сплавлены между собой, тогда когда наборные радиаторы изготавливаются без применения сварки, исключительно механическим путем, методом развальцовки.
Поскольку у меди и латуни тепловая передача значительно эффективнее алюминия, такие радиаторы предпочтительней, тем более что всегда есть возможность ремонта в отдаленных от крупных городов районах (например, колхоз или ПГТ). Платой за высокое КПД почти драгоценного металла становится цена конечного продукта, которая более чем в два раза превышает алюминиевый аналог. В последнее время, многие производители переходят на использование алюминиевых радиаторов в своих авто (это дешевле), но некоторые, например японские производители, остаются верны традициям качества и по сей день выпускают медные радиаторы печек и медные радиаторы охлаждения. Там же где требуется высокое КПД радиатора, которое кстати выражается в Киловаттах, производители стараются применять только медные радиаторы, взять например грузовые автомобили MAN, SCANIA, DAFF или наши КРАЗы, КАМАЗы и т.п.
В последнее время, также набирают обороты и сочетания стальных облуженных бочков медных радиаторов, которые не идут ни в какое сравнение по долговечности с латунными, и кто бы вы думали именно «грешит»? правильно, отечественный производитель. Но если на сайтах производителя об этом честно заявлено, то на базаре, при покупке нового радиатора вы не разберетесь что к чему.
Алюминиевые радиаторы находят свое применение в легковых и грузовых автомобилях, но в виду того, что выполнены из плохопаяющихся материалов не получили широкого и профессионального обслуживания. За редкими исключениями, находятся специалисты, разработавшие свои технологии по ремонту алюминиевой части сот и пластиковых бочков, но опять таки же, технологии ремонта различаются от мастера к мастеру как техникой так и качеством. Сварка аргоном сотовой части малоэффективна, поскольку толщина сот редко превышает четверть миллиметра, поэтому основным видом такого ремонта становится пайка горелкой и работа специальными клеями.
Трудно сказать какой именно радиатор лучше, поскольку и у тех и у других есть свои достоинства и недостатки. Например, медные радиаторы и печки более эффективны, тогда когда алюминиевые изделия более дешевые и легкие (если вес машины критичен). Кроме того не стоит считать что у всех алюминиевых радиаторов низкий КПД, напротив, японские образцы (тяжело сказать как они этого добиваются) бывают в два раза тоньше и меньше по площади медного аналога производства СНГ, но в два раза эффективней. Если же говорить о китайских и отечественных производителях, то китайские алюминиевые радиаторы вообще не выдерживают никакой критики, а отечественные образцы не блещут качеством материалов и КПД.
Срок же эксплуатации радиаторов сильно зависит от таких факторов как окружающая среда использования автомобиля (у океана и моря алюминиевые радиаторы долго не живут, так же как и соль с дороги им на пользу не идет), качество используемой охлаждающей жидкости, общий побег машины и многих других. Но в целом и общем, медные радиаторы служат несколько дольше своих алюмине-пластиковых братьев, поскольку в них нет пластиковых и резиновых деталей, которые со временем пересыхают и растрескиваются.
Видео тест-драйва
3 Принцип работы
Радиаторы отопления работают по простому принципу: прогретый теплоноситель перемещается из котла к трубам, а затем к отопительным приборам, вызывая прогрев окружающего воздуха. Если для передачи теплового потенциала используется конвекционный путь, повышение температуры в доме будет происходить гораздо быстрее, при этом сам радиатор будет называться конвектором. При передаче тепла посредством излучения, когда тепло переносит нагретая поверхность, устройство получит статус радиатора. В последнее время особым спросом пользуются комбинированные отопительные приборы, совмещающие в себе оба типа.
Если приоритет ставится на быстрый обогрев внутреннего пространства помещения, есть смысл отдать предпочтение конвекторным моделям. Но из-за слишком быстрой циркуляции воздуха, подобная установка быстро распространяет пыль, что негативно сказывается на общем состоянии присутствующих в доме людей. В связи с этим конвекторные радиаторы становятся востребованными только для самых проблемных ситуаций, например, для обеспечения воздушной завесы в здании с множеством стекол, где нет возможности установить традиционные батареи.
Независимо от температуры нагретой поверхности, радиатор отдает не больше 60% тепла посредством излучения. Оставшиеся 40% передаются путем конвекции. Это приводит к минимальной конвекции воздуха и хорошему прогреванию тех объектов, которые расположены в здании. Из-за такой особенности батареи отопления работают наподобие теплых напольных конструкций.
Чугунные батареи
Несмотря на свою «старорежимность», чугунные батареи до сих пор имеют своих сторонников. Ведь кроме элементарной привычности, такие батареи обладают рядом достоинств. Например, чугун известен своей стойкостью к коррозии, а это означает, что ваша батарея может служить Вам не одно десятилетие, даже при низком качестве теплоносителя. Чугунные радиаторы, как правило, толстостенны, что так же положительно сказывается на сроке их службы, ведь при большей толщине стенок, требуется больше времени для их (неминуемого) разрушения. Чугунные батареи остывают медленно, а значит при отключении системы отопления, такие радиаторы могут еще долго отдавать свое тепло.
Обзор разных видов
Перед тем как приобрести столь ценное для комфортной жизни оборудование, следует разобрать все свойства радиаторов из разных материалов и понять, какие лучше выбрать для отопления вашего частного дома.
Настоящие «ветераны» рынка. Характеризуются высокими эксплуатационными показателями, впечатляющей долговечностью и стойкостью к разного рода нагрузкам. Хорошо зарекомендовали себя при использовании в системах с высокими показателями рабочего давления – в среднем до 10 бар .
Секции таких батарей имеют довольно большой объем и толстые стенки, что гарантирует достаточно высокоэффективный обогрев. Срок службы чугунных приборов в большинстве случаев заметно превышает 50-летний показатель .
Показатели теплоотдачи 1 секции прибора могут колебаться в среднем от 100 до 200 Вт. Конкретное значение определяется типоразмером отделения. Сравнительные характеристики чугунных и биметаллических радиаторов вы сможете посмотреть в этой статье .
В целом же чугунные батареи, известные своей практически абсолютной устойчивостью к контактам с низкокачественными теплоносителями, пользуются большой популярностью среди отечественных потребителей – сказываются особенности эксплуатации.
Радиаторы из этого материала прекрасно зарекомендовали себя в частном домостроительстве. Особенности конструкции и исходного сырья таковы, что готовое изделие весит гораздо меньше по сравнению с ранее рассмотренным чугунным аналогом и имеет менее толстые стенки, что обеспечивает более быстрый нагрев агрегата.
Современные стальные батареи могут использоваться в системах с рабочим давлением до 10 атм и температурой не более +150 градусов. В продаже доступны модели с горизонтальными и вертикальными каналами.
К числу дополнительных преимуществ подобных устройств можно отнести широкий ассортимент дизайнерских решений – батареи с завода могут иметь разнообразную расцветку, что позволяет органично вписать их в любой интерьер.
Алюминиевые
Изделия из алюминия выгодно отличаются от «собратьев» малым весом, элегантностью и высокими показателями теплоотдачи. Подобные изделия совмещают в себе 2 механизма передачи тепла: посредством конвекции и излучения, что делает их наиболее эффективными приборами для обогрева жилых помещений. При этом допустимое рабочее давление в системе также впечатляет – до 18 атм .
Алюминий характеризуется высокой теплоотдачей, что позволяет обеспечивать максимально эффективный обогрев. В целом при использовании алюминиевых батарей отмечается примерно 20-30%-я экономия расхода теплового ресурса по сравнению с приборами из других материалов.
Биметаллические
Изделия изготавливаются с одновременным использованием высокопрочной стали (внутренний коллектор) и алюминия (внешняя часть изделия). В отношении показателей рабочего давления биметаллические батареи существенно превосходят ранее рассмотренные варианты – до 35 атм .
Совместное использование алюминия и стали в конструкции устройств позволило существенно повысить их устойчивость к контакту с теплоносителем, а также прочность, устойчивость к коррозионным повреждениям и показатели теплоотдачи. При этом агрегаты имеют сравнительно компактные габариты и в целом аккуратный внешний вид.
Биметаллические отопительные радиаторы характеризуются относительной легкостью монтажа и одинаково хорошо сочетаются с системами централизованного и автономного обогрева. Как рассчитать какое количество секций радиатора вам необходимо смотрите тут .
Конструкция прибора представлена цельнотянутой медной трубой. Другие металлы при изготовлении подобных агрегатов не применяются. Диаметр трубы составляет порядка 2,8 см. Дополнительно присутствуют медные ребра и декоративный кожух, как правило, изготавливаемый из деревянного массива.
По показателям теплопроводности медь превосходит алюминий примерно в 2 раза, а чугун и сталь в среднем в 5-6 раз. В комплексе с низкой инерционностью, радиатор обеспечивает быстрый и эффективный прогрев обслуживаемого помещения.
Объем батареи вмещает немного воды, благодаря чему агрегат разогревается на протяжении 3-5 минут. Упомянутое свойство в особенности актуально для автономных отопительных систем – это исключает необходимость постоянного подогрева и «прогона» больших объемов теплоносителя по трубопроводу, как, к примеру, в случае с батареями из чугуна.
Медь устойчива к коррозии. хорошо показывает себя при работе в комплексе с теплоносителем с низкой температурой, отличается высокой пластичностью и устойчивостью к воздействию агрессивных сред.
КАК ПРАВИЛЬНО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ?
Одно из важнейших условий правильной эксплуатации радиатора – обеспечивать его чистоту и предотвращать возникновение чрезмерного давления в системе. Второй фактор зависит от крышки расширительного бачка.
Первая процедура может продлить срок службы этого компонента. Однако ее нужно выполнять правильно.
Производитель категорически запрещает повторное использование отработанной свой срок охлаждающей жидкости. Даже если ее очистить, она уже потеряла свои свойства, и поэтому уже будет бесполезной. Если антифриз очень грязный, прежде чем залить в систему новый, ее нужно промыть при помощи дистиллированной воды (ни в коем случае не использовать обычную воду). Она не содержит солей и примесей, которые могут наслоиться внутри змеевика и понизить эффективность охлаждения
При наружной очистке важно учитывать, что ребра теплообменника очень тонкие, и поэтому даже небольшие усилия могут их согнуть. Впоследствии это будет препятствовать естественному обдуву радиаторных трубок
Если процедура выполняется при помощи минимойки, нужно настроить небольшой напор. Струю следует направлять перпендикулярно ребрам, чтобы скопившаяся грязь не переместилась внутрь теплообменника. Тогда его никак нельзя будет очистить.
Какие чугунные радиаторы лучше
Непростой вопрос. У каждого человека свои требования и критерии оценки. На них и стоит ориентироваться.
Если для вас главное — качество, а цена — второстепенна, стоит выбирать из ассортимента европейских производителей. Очень неплохие отзывы заслужила чешская кампания Viadrus. С чугуном работать они умеют: делают и котлы и радиаторы. Тут с качеством литья или покраски проблем не бывает: все технологии отработаны и проверены годами эксплуатации.
Традиционно хороши немецкие кампании. В Германии очень строгие нормы относительно строительной индустрии и стройматериалов. И если какой-то продукт прошел тестирование на родине, то качество его гарантировано.
Изделия немецкой фирмы Guratec
Все сказанное выше не значит, что другие хуже. Нужно внимательно читать предоставляемую разработчиками и продавцами информацию, сравнивать и оценивать, искать отзывы потребителей и мнения специалистов.
Если вам хочется хорошего качества, но бюджет не столь широк, обратите внимание на белорусские чугунные батареи Минского завода. Там есть и стандартные МС-140 и их рестайлинги. Да, они не крашенные, а грунтованные
Зато сами сможете покрасить их в тон стен (краску используйте термостойкую)
Да, они не крашенные, а грунтованные. Зато сами сможете покрасить их в тон стен (краску используйте термостойкую).
Неплохо себя показали и радиаторы российского производства. В основном это четыре завода:
- радиаторный в Нижнем Тагиле,
- ОАО «Сантехлит» в Брянской области,
- ООО «Декарт» в Новосибирске,
- Чебоксарский агрегатный завод.
Но тут играет роль еще и географическое положение. Что ближе, то, скорее всего, и будет вашим выбором.
Есть на рынке китайские чугунные радиаторы неплохого качества
Тут важно выбирать известные марки, которые годами поставляют продукцию. Никаких «новых, но очень хороших» и т.п. Только те, которые уже имеют имя и продукция которых уже известна
Да, они не самые дешевые. Но давно известно, сколько раз нужно платить за дешевые вещи. Хорошие отзывы имеют «китайцы» Sti «Нова» и «Бриз», Konner (Коннер). С «Коннером», кстати, непонятно, итальянские это радиаторы, российские или китайские: офис находится в Италии, разработаны и экспортируются радиаторы фирмой из Санкт-Петербурга, а завод находится в Китае. Непростая такая вот ситуация. Тем не менее, отзывы положительные
Только те, которые уже имеют имя и продукция которых уже известна. Да, они не самые дешевые. Но давно известно, сколько раз нужно платить за дешевые вещи. Хорошие отзывы имеют «китайцы» Sti «Нова» и «Бриз», Konner (Коннер). С «Коннером», кстати, непонятно, итальянские это радиаторы, российские или китайские: офис находится в Италии, разработаны и экспортируются радиаторы фирмой из Санкт-Петербурга, а завод находится в Китае. Непростая такая вот ситуация. Тем не менее, отзывы положительные.
Фирма имеет неплохую репутацию не рынке
Если вы решили ставить чугунные радиаторы, то можем вас обрадовать: случаев быстрого выхода из строя радиаторов по причине низкого качества практически нет.
Бывает брак литья: микросвищи, которые, по идее, должны отбраковываться еще на стадии проверки секции на заводе. Но после монтажа любого радиатора до подключения его в систему производится его опрессовка (тестирование при повышенном давлении), так что именно на этой стадии и выявляется брак, который меняется обычно без разговоров. Процент брака примерно 0,5-1% (это у «проверенных» китайцев, у наших и европейцев брак в сеть поступает чрезвычайно редко). Во всех остальных случаях возможные неисправности — это потекшие прокладки или ослабленные ниппеля.
Полное разрушение чугунных батарей возможно только при сильных гидроударах. Но тут дело не в качестве, а в правильно подобранных параметрах или аварийной ситуации. Второй возможный вариант разрыва — разморозка системы. Но эти случаи — скорее исключение, чем правило. За всю практику сантехника это один-два случая. Так что чугун — самый надежный вариант.
Выбор чугунных радиаторов намного шире, чем алюминиевых и биметаллических вместе взятых. Там если и меняется что-то, то только форма воздуховодов и ребер, все остальное стандартно. Из чугуна же есть батареи настолько разные, что просто диву даешься. Так что про старую «гармошку» можно забыть.