О чем говорит цвет свечей зажигания

Нестабильная работа мотора

Очень часто владельцы грешат на свечи, если автомобиль троит. Но на практике все может быть гораздо хуже. Так, троить мотор может из-за неисправного цилиндра. А вот определить его можно как раз после диагностики по свечам зажигания. На фото в нашей статье видно, как выглядят электроды в случае проблем с ДВС. Если на поверхности присутствуют частицы бензина, имеются металлические фракции или фрагменты масла, причина точно не в свечах. В таком случае обычно происходит разрушение клапана в системе газораспределения либо разрушение поршневых колец. Чтобы прояснилась картина, рекомендуется замерить компрессию в моторе.

Черный нагар на свечах зажигания, причины

Черный нагар — одна из наиболее распространенных проблем свечей зажигания. Его появление свидетельствует об определенных проблемах в работе двигателя автомобиля и (или) его систем. В большинстве случаев черный нагар — это остатки от сгорания переобогащенной топливной смеси. Постоянная эксплуатация свечей зажигания с черным нагаром приводит к перебоям в их работе в лучшем случае и полному выходу их из строя в худшем. На работе двигателя это отражается появлением провалов и рывков, неустойчивого холостого хода (двигатель «троит»), «стрельбой» в глушитель, потерей мощности и приемистости, повышением расхода топлива.

Причин появления черного нагара на свечах зажигания карбюраторного двигателя легкового автомобиля (например, ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107) не так уж и много. Ниже приведено их перечисление применительно к карбюраторным двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107.

Причины появления черного нагара на свечах зажигания карбюраторного двигателя автомобиля

Причины связанные с карбюратором и системой питания

Черный нагар на свечах зажигания является следствием сильно переобогащенной топливной смеси, остатки от неполного сгорания которой оседают на электродах свечей. К этому могут привести:

— Повышенный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора («перелив»);

Не верно отрегулирован уровень, не герметичен игольчатый запорный клапан, не герметичен поплавок (поплавки), поплавок (поплавки) задевает за стенки поплавковой камеры, бензонасос создает избыточное давление (сильно выступает толкатель привода).

— Износ или негерметичность шарикового клапана экономайзера мощностных режимов;

Лишнее топливо поступает в двигатель не только на мощностных режимах, когда должен включаться в работу экономайзер, но и на всех остальных.

— Засорение воздушных жиклеров главных дозирующих систем;

Топливная смесь переобогащается, так как воздуха в нее поступает недостаточно.

воздушные жиклеры, топливные жиклеры, эмульсионные трубки и колодцы ГДС карбюратора Солекс

— Не правильно отрегулирован винт «качества» топливной смеси;

Регулировка проведена в сторону переобогащения топливной смеси.

винты регулировки «качества» и «количества» топливной смеси карбюратора Солекс

— Сильно загрязнен воздушный фильтр;

Баланс топлива и воздуха в таком случае снова смещается в сторону переизбытка топлива.

сильно загрязненный фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя автомобиля

Причины связанные с системой зажигания

— Не верно установлен угол опережения зажигания;

установочная метка зажигания на маховике

— «Пробиты» высоковольтные провода, крышка или «бегунок» трамблера;

— Неисправна катушка зажигания;

— Неисправны сами свечи зажигания;

Калильное число свечей не соответствует двигателю, мал зазор между электродами свечи, внутренний дефект свечи.

Перечисленные неисправности приводят к перебоям в искрообразовании, слабой искре между электродами свечей и соответственно к плохому и неэффективному сгоранию топливной смеси. Как следствие двигатель «троит» или не запускается, электроды свечей черные.

Причины связанные с неисправностью двигателя

— Сильный износ поршневых колец;

— Проблемы с клапанным механизмом двигателя;

Негерметичны клапана, не отрегулированы их тепловые зазоры.

Эти причины приводят к неэффективному сгоранию топливной смеси, догорании ее во впускном коллекторе и соответственно отложении черного налета на электродах свечей.

Примечания и дополнения

— Если двигатель и все его системы работают нормально, нагар на свечах зажигания коричневого цвета (диапазон коричневого может быть от светло-коричневого, до темно-коричневого).

по свечам зажигания

Диагностика состояния свечи в процессе визуального осмотра

Первый способ проверки — визуальный осмотр. При помощи специального свечного ключа (или трубчатого, подобранного по размеру) необходимо выкрутить все свечи, предварительно отсоединив наконечники высоковольтных проводов. Если свечи исправны, на электродах будет заметен легкий налет серого оттенка. Это нормальное явление. Если же на свече имеет место черный, белый или красный нагар, то это может говорить о проблеме. Цвет нагара электрода свечи ясно сигнализирует о том, какие именно неисправности могли возникнуть в двигателе. Чаще всего они связаны с моментом искрообразования, составом топливной смеси или температурой в камере сгорания.

Наиболее распространённый – это черный нагар, но и диагностировать его причину наиболее затруднительно.

Маслянистый черный нагар на резьбовой части свечи сигнализирует о том, что масло в избыточном количестве попадает в камеру сгорания. Это может происходить из-за изношенных деталей цилиндропоршневой группы (маслосъемные колпачки, кольца).

Маслянистый черный нагар на свече зажигания.

Если же на свече сухой черный нагар, то можно говорить о том, что в камеру сгорания попадает топливовоздушная смесь, сильно обогащенная бензином. Это может происходить по разным причинам:

Сухой черный нагар на свече зажигания.

Не качественная искра на свече в связи с неверным зазором между контактами или не хватает энергии на выработку искры требуемой мощности;

Низкая компрессия в цилиндрах двигателя.

Проблемы с регулятором давления топлива, который излишне обогащает воздушную смесь. В подобных случаях можно заметить повышенный расход топлива автомобилем;

Засорен или неисправен воздушный фильтр, который пропускает недостаточное количество воздуха, что приводит к неполному сгоранию топлива, и оно оседает на электроде свечи зажигания. Подобный тип нагара характерен тем, что он оседает больше на электроде свечи зажигания и практически не проникает на резьбовое соединение.

Красный нагар на свече возникает в случае если используются различные присадки для топлива. Различные химические добавки, сгорая, оставляют нагар такого цвета. Постепенно накапливаясь нагар образуется слой, из-за которого снизится вероятность появления искры, что приведет к нестабильной работе двигателя.

Белый нагар на свече может говорить о бедной топливовоздушной смеси. Причины такой смеси могут быть различны, но чаще всего это происходит из-за подсоса воздуха во впускном коллекторе.

Присутствие на свече любого вида нагара может привести к её некорректной работе, поэтому рекомендуется удалить его острым металлическим предметом, например, плоской отверткой. Но в дальнейшем свечи лучше заменить новыми.

При визуальном осмотре свечей следует уделять внимание зазору между электродами. Для измерения зазора понадобится специальный измерительный щуп

Зазор должен находиться в пределах 1-1,13 мм. Если зазоры увеличены, это приведет к отсутствию искры.

Проверка зазора между электродами свечи.

Величина зазоров, как правило, не может измениться самопроизвольно. Такое возможно, если свечи бракованы (проблема будет обнаружена сразу после их покупки и установки) или если имело место стороннее вмешательство. Например, если ранее владелец авто, прежний хозяин или работник СТО чистил электроды способом, описанным выше. В этом случае можно ненамеренно отогнуть электрод, случайно увеличив зазор. Проблему можно устранить, постучав нижней частью свечи по твердой металлической поверхности

При этом важно не переусердствовать

Также необходимо обратить внимание на корпуса свечей. Если на поверхности белой изоляционной оболочки имеются вертикальные черные полосы, это является признаком пробоя

Такое может происходить не только из-за неисправности свечей, но и из-за порчи высоковольтных проводов (второе может быть причиной первого).

Черные риски на изоляторах свечей указывают на пробой.

Состояние ВВ проводов легко проверить. Для этого стоит завести мотор в темное время суток или при выключенном свете в гараже, после чего посмотреть под капот. Если вокруг наконечников проводов наблюдается искрение, это является признаком их пробоя. В качестве временной меры можно использовать обычную изоленту, перемотав ею бронепровода в местах пробоя (в них будут заметны небольшие точки или трещинки). Но нужно выбирать изоленту, способную выдерживать высокие температуры. В противном случае она может оплавиться при нагреве двигателя.

1 Особенности проверки свечей зажигания в гараже

Если машина с трудом заводится, а двигатель даже на холостых работает неуверенно – это признак, что придется поднимать капот и заняться свечами. В идеале они способны работать около 30 тыс. км, но рано или поздно проблем не избежать. Об их неисправности также свидетельствует увеличенный расход бензина, повышенная дымность выхлопных газов и внешний вид – они мокрые. Если появился хотя бы один из симптомов – пора проверить свечи зажигания.

Причин выхода из строя довольно много:

  1. Естественная выработка, которая наступает после пробега 30 тыс. км. Если она наступила раньше – виновато некачественное топливо или присадки, содержащиеся в масле. Срок службы уменьшается также, если перегреть двигатель или он детонирует.
  2. Сажа появляется, если не сбалансирован состав топливно-воздушной смеси или плохой бензин. Наличие масла говорит об износе деталей цилиндропоршневой группы. Причиной на двигателях с турбиной бывает ее частичный выход из строя. Шлак или лаковые отложения – результат воздействия присадок в моторном масле и топливе.
  3. Центральный электрод утрачивает работоспособность, если неверно выставить зажигание. Влияют также отложения на поверхности камеры сгорания, неисправные клапаны, некачественное топливо. Это иногда приводит даже к расплавлению электродов.

Следствием пробоя всегда является нестабильная работа свечи зажигания. Незажженная топливовоздушная смесь попадает в выхлопную систему, остатки сгорают в катализаторе, что приводит к выходу его из строя. Если этого узла нет, как, например, на классических моделях ВАЗ, бензин выбрасывается через выхлопную трубу, загрязняя атмосферу. На практике это выражается в перебоях двигателя – мотор троит.

При осмотре вывернутой свечи часто оказывается, что она выглядит рабочей, не имеет никаких признаков поломки. Если замкнуть на массу, между электродами проскакивает стабильная и мощная искра. При установке ее на место двигатель по-прежнему работает плохо, заметен значительный перерасход топлива. Требуется проверка, чтобы понять, в чем причина дефекта.

Смесь перед тем как загореться в камере, сильно сжимается. Особенно это характерно для моторов, в которых в качестве топлива используется солярка. Дизель сам показывает причину неисправности, поэтому проверять элементы зажигания в нем нет необходимости. Давление в цилиндрах достигает иногда 20 атмосфер и более. При таких условиях свечу, особенно это свойственно дешевым и некачественным аналогам, пробивает. Искра очень слабая или вовсе не появляется, имеются перебои в работе силовой установки.

Самый верный вариант диагностики – наблюдение в специальных стендах. Они дают наиболее точную характеристику, потому что воспроизводят условия, в которых работает свеча. Испытания проводятся в специальной камере, где создается повышенное давление. Его уровень постепенно поднимают и наблюдают за искрой – есть она или нет, какого качества.

Основные симптомы неисправностей двигателя, которые отражаются на состоянии свечей

Эта свечка покрыта чёрным нагаром. Типичный пример работы двигателя с повышенным расходом топлива (слишком богатая топливно-воздушная смесь). Возможные причины: неправильно отрегулированный карбюратор или неисправный инжектор, неисправность воздушной заслонки, засоренный воздушный фильтр (из-за недостатка воздуха, смесь интенсивнее обогащается топливом).

Данная свеча покрыта маслом. Это говорит о недостаточной температуре нагревания свечи или попадании моторного масла в цилиндры. Повышенный расход масла характеризуется бело-синим выхлопом при прогреве. Возможные причины: износ направляющих втулок клапанов, маслосъемных колпачков, поршневых колец, гильз цилиндров.

Это типичный пример бедной топливно-воздушной смеси. Езда на такой смеси приводит к перегреву двигателя, может вызвать прогорание клапанов. Перегрев свечей характеризуется нежеланием двигателя глохнуть даже при выключенном зажигании. Вероятные причины: слишком большое опережение зажигание, низкое октановое число топлива.

На этом рисунке вы видите свечу, покрытую отложениями из металлов. Это происходит при использовании бензина с высоким содержанием присадок, повышающих октановое число. Этот слой имеет цвет красного кирпича и обладает свойствами электропроводности в условиях работы в цилиндре. Это приводит к тому, что искра пропадает, так как ток не будет проскакивать между электродами, а пройдет по этому слою.

Эту свечу выкрутили из неисправного цилиндра, на свече видны металлические осколки и капли моторного масла. Такое обычно происходит при поломке перегородки между поршневыми кольцами или при неисправности клапана. В этом случае двигатель троит не переставая, расход топлива повышается почти в два раза, мощность двигателя заметно снижается, выход один — ремонт.

На рисунке мы видим свечу, электрод которой оброс зольными отложениями. В этом случае двигатель ест масло (оно сгорает в цилиндрах). При перегазовках из выхлопной трубы валится густой синий дым. Причиной могут быть пришедшие в негодность маслосъемные кольца или выработанное моторное масло.

На фотографии мы видим свечу залитую бензином. Искрообразование в этом случае нарушено, что делает запуск двигателя невозможным. Это обычно бывает при отсутствии искры между электродами или нежеланием смеси к воспламенению (обычно бывает при запуске двигателя в сильный мороз). В этом случае следует выкрутить свечи зажигания, прокалить их на огне и прочистить металлической щеткой.

Следите за состоянием свечей каждые 10 000 километров пробега, а лучше заменяйте их. На этом статья завершена. Ни гвоздя, ни жезла!

Los4inin › Блог › Диагностика ДВС по состоянию свечей

вечи зажигания, эти простые на вид соединения металла и керамики являются важнейшим элементом в работе двигателя. Даже по внешнему виду свечи можно многое сказать как о работе двигателя в целом, так и об отдельных его узлах.

Осмотр свечи нужно проводить после продолжительной работы двигателя, идеальным вариантом будет осмотр свечи после длительной поездки по загородному шоссе. Ошибкой некоторых автолюбителей, например является то, что после холодного старта двигателя при минусовой температуре и неустойчивой его работе первым делом выкручивают свечи и увидев черный нагар, делают поспешные выводы. А ведь этот нагар мог образоваться во время работы двигателя в режиме холодного старта, когда смесь принудительно обогащается, а неустойчивая работа могла быть следствием скажем плохого состояния высоковольтных проводов.

На фото №2 типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.

Работа двигателя на освинцованном бензине приводит к образованию токопроводящих отложений желтовато-коричнегого цвета, также снижающих вероятность образования искры на свече. При комнатной температуре наличие проводящих отложений приборами(омметр) не фиксируется.

Свеча на фото № 6 вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель «троит» уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.

Фото № 8 Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста — сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец, неудовлетворительного состояния маслоотражательных колпачков. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.

Фото № 9 Разрушение керамического изолятора. Причины возникновения: резкое изменение температуры, например при охлаждении свечи, выкрученной с горячего мотора, в холодной воде. В некоторых случаях разрушение может быть вызвано дефектом самой свечи (брак или подделка), либо механическим повреждением, например в результате падения.

Признаки эрозии электродов: двигатель плохо заводится, «троит», неустойчиво работает даже после прогрева, пропускает зажигание, не развивает требуемой мощности.

Фото № 11 Забрызгивание свечи бензином. Часто происходит из-за неисправности системы зажигания или карбюратора / инжектора (льёт). Зимой может происходить из-за того, что бензин, попавший в камеру сгорания, не успевает испариться и оседает на свечах зажигания и стенках цилиндров. Выход — вывернуть свечи и промыть их спиртом и дать высохнуть, либо продуть воздухом.Если вы хотите, чтобы с работой вашего двигателя было меньше проблем, не вспоминайте о свечах только тогда, когда мотор отказывается работать. Производитель гарантирует безотказную работу свечи на исправном двигателе 30 тыс. километров пробега. Но и вы в свою очередь не забывайте с каждой заменой масла или в среднем каждые 10 тыс. километров пробега проверять состояние свечей. Прежде всего, это регулировка зазора до требуемой величины, удаление нагара. Нагар удалять лучше металлической щеткой, от пескоструйной обработки разрушается керамика центрального электрода, и вы рискуете получить копию с фото № 7.

Рекомендуется периодически менять свечи местами, это связано с разными температурными режимами работы цилиндров.

Цвет свечей зажигания — каким должен и может быть?

Диагностика цервицита

При обнаружении неприятных симптомов нужно записаться на консультацию к гинекологу. Для оценки состояния и постановки диагноза применяется:

  1. Осмотр в гинекологическом кресле. Первичный и обязательный метод, который позволяет увидеть отек, воспаление и гиперемию шейки матки.
  2. Бакпосев.
  3. Цитологический мазок.
  4. ПЦР.
  5. Внутривагинальное УЗИ.

Для получения детальной информации женщине назначается кольпоскопия. Это стандартная диагностическая процедура, в ходе которой шейка матки осматривается с помощью лупы. Это позволяет определить границы воспаления. При сомнениях проводятся тестовые пробы — с уксусной кислотой и раствором Люголя. Здоровые клетки не дают реакцию на эти препараты.

Замена свечей

Большинство производителей рекомендуют производить замену деталей зажигания через 20000 – 30000 км пробега. Точные сроки указаны в инструкции по эксплуатации для каждого автомобиля индивидуально. Соблюдая правила техники безопасности при замене компонентов, мотор должен быть в не рабочем состоянии.

Инструмент для замены:

  • ключ с трещоткой специальный для демонтажа свечи;
  • для некоторых марок авто понадобится удлинитель для ключа;
  • щупы, замеряющие зазор между электродами;
  • новые, качественные устройства от проверенных производителей;
  • набор гаечных ключей и отверток для снятия кожуха на силовом агрегате;
  • металлическая щетка или компрессор;
  • смазка изолирующая;
  • силиконовый изолятор.

Пошаговая инструкция замены свечей:

  1. С помощью гаечных ключей необходимо снять с силового агрегата защитный кожух и другие, закрывающие доступ к свечам, элементы.
  2. Применяя компрессор или щетку по металлу, нужно хорошо очистить заменяемый элемент от внешних загрязнений, чтобы во время демонтажа соринки не попали в цилиндр.
  3. Аккуратно снять колпачок с проводом.
  4. Свечным ключом открутить старую деталь. Менять элементы нужно по очереди, чтобы не перепутать последовательность подсоединения проводов или пометить клеммы.
  5. Проверить целостность резьбы, удалить ржавчину и грязь, смазать диэлектрической смазкой.
  6. Чтобы при следующей замене колпачок легче снимался, контакт необходимо смазать изолирующим силиконом.
  7. Проверить целостность клемм и проводов. Очистить от грязи компрессором или ветошью. Проверить сопротивление специальным прибором, оно должно составлять не менее 0.5 Мом. Заменить провода с нарушенной изоляцией и поврежденными клеммами.
  8. Перед вкручиванием исправной свечи, необходимо проверить целостность резьбы и наличие уплотнительной шайбы. Желательно использовать динамометрический ключ, момент затяжки будет зависеть от размера резьбы. При отсутствии динамометра закрутить по ощущению, сильно затягивать нельзя, можно повредить резьбу, элемент может перегреться и испортиться.
  9. Подключить клеммы на свои места.
  10. Установить защитный кожух и все демонтированные элементы.

После установки новых элементов двигатель несколько минут может работать на повышенных оборотах. Это доказывает, что старые свечи сжигали смесь не полностью. Когда ненужная смесь выгорит, восстановятся нормальные обороты двигателя.

Обладая необходимыми знаниями и минимальными навыками работы с инструментом, определить износ свечей зажигания и произвести их замену сможет даже начинающий автомобилист. Для этого не нужно определенного опыта и профессионального набора инструментов. Самостоятельная замена сэкономит время и деньги, потраченные на ремонт. Главной задачей является своевременное выявление неисправностей, соблюдение сроков замены, указанных производителем, использование качественного моторного масла и топлива.

5 способов проверки свечей зажигания на работоспособность

  • 5 способов проверки свечей зажигания на работоспособность
  • Проверка “на искру”
  • Проверка мультиметром
  • Проверка пистолетом
  • Проверка пьезоэлементом
  • Проверка поочередным отсоединением проводов

Когда автовладелец начинает замечать, что мотор его автомобиля стал работать с перебоями, теряя свою мощность, первое подозрение падает на свечи зажигания, а именно на неисправности в них

Обратите внимание на холостые обороты. Также, если машина расходует топливо не как обычно, тогда уже можно смело проверить свечи зажигания самому

Проверка “на искру”

Выполнить данную процедуру сможет даже водитель-новичок. Поэтому не стоит никого обманывать, говоря, что не знаете, как производится проверка свечей зажигания своими руками. Начнём со способов проверки свечи на искру. Первый подразумевает под собой поочерёдное отсоединение проводов, идущих от свечей на прерыватель-распределитель. Но перед тем как проверить искру на автомобильных свечах зажигания, запомните звук работы силового агрегата. Также внимательно прислушайтесь к нему после снятия каждого проводка со свечей зажигания. Если он остался прежним, значит, проблема именно в той свече, которая сейчас находится у вас в руках. Далее её следует почистить или заменить, в зависимости от степени «запущенности».

Второй способ также не вызовет у вас затруднений. Если же в первом случае вы ничего толкового не добились и только потратили много времени и топлива, тогда он для вас. Его превосходство выражается также в большей эффективности и даже зрелищности. Итак, как по-другому проверить искру на свече зажигания? Во-первых, выкрутите её и отсоедините от провода. К звуку двигателя в данном случае не обязательно прислушиваться, а нужно поднести деталь к блоку цилиндров.

Проверка мультиметром

Многие задаются вопросом, как можно проверить автомобильные свечи зажигания мультиметром. Ответ может обескуражить, но никак. То есть, исправна она или нет, вы не узнаете при помощи этого прибора. Хотя можно определить наличие короткого замыкания внутри элемента системы. Приложите один провод мультиметра к свечному входу, а второй к резьбе. Появившийся разряд должен проходить от одного к другому контакту на расстоянии около четырёх миллиметров.

Но даже если проверка автомобильных свечей зажигания мультиметром не выдаёт ожидаемых результатов, то при помощи данного прибора можно измерить сопротивление проводов. Если же полученное значение ниже оптимального, тогда провод необходимо заменить.

Проверка пистолетом

Чтобы провести проверку пистолетом, нужно вставить свечу в специальный паз прибора и сверху накрыть колпаком, после чего нажать на курок. Если электроды искрят, и световой индикатор стенда загорается, значит, свеча зажигания полностью исправна.

Проверка пьезоэлементом

Проверка пистолетом может оказаться и не по карману многим автомобилистам в силу стоимости прибора. Возникает резонный вопрос, как проверить свечи зажигания в домашних условиях. Схожий по принципу работы прибор можно соорудить своими руками из обычной пьезо-зажигалки. Проводок, идущий от пьезо-модуля, удлиняется и прикрепляется к наконечнику снятой свечи зажигания. Непосредственно блок нужно прижать к корпусу свечи и нажать на нём кнопку. Если искра не проскочила, тогда свечу нужно менять.

Проверка поочередным отсоединением проводов

Но самый верный способ, как быстро и просто проверить свечу зажигания на работоспособность, – это поочерёдно снимать провода свечей, слушая звук двигателя. При данной проверке вышедшая из строя свеча показывается только после снятия с неё провода. Именно на ней двигатель не меняет своё звучание. Не спешите её менять. Попробуйте для начала хорошо зачистить деталь.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Максимально и минимально возможные параметры нештатных дисков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector