Как правильно чистить дроссельную заслонку
Содержание:
- Что такое дроссельная заслонка
- Как почистить дроссельную заслонку своими руками (пошагово)
- Пдд 6.15 — если сигналы противоречат
- Состояние регулятора: проверка на ВАЗ-2110
- Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах
- Видео
- Для того чтобы разобрать и прочистить дроссель нам понадобиться:
- Процедура чистки
- Разгерметизация системы
- Причины и признаки загрязнения дроссельной заслонки
- Двигатель работает нестабильно после чистки дроссельной заслонки
- Почему дроссельную заслонку лучше чистить на СТО
- Налогообложение
- Основные правила очистки
- Чистка дросселя своими руками
- Почему необходимо проводить чистку дроссельного узла и заслонки
- Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
Что такое дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка (сокращённо ДЗ или дроссель) – отдельный элемент мотора автомобиля, регулирующий количество воздушного потока, попадающего в камеру сгорания мотора. Чем больше угол открытия, тем больше воздуха поступает. При детальном рассмотрении становится понятно, что это воздушный клапан, имеющий немного изменённое устройство.
В переводе с немецкого языка дроссель переводится как душитель (Drossel, Drosselklappe). Это так и есть – устройство ограничивает количество воздуха, попадающего в цилиндры двигателя. Одним из видов дросселей является жиклёр.
Расскажу, для чего мотору нужен воздух. Двигатель внутреннего сгорания работает благодаря сгоранию топлива. А чтобы оно могло гореть, требуется газ, то есть кислород, который входит в состав окружающего воздуха. При смешивании кислорода с бензином получается топливно-воздушная смесь, которая без проблем может воспламениться в цилиндрах ДВС. В бензиновом моторе смесь загорается при помощи искры свечи зажигания. А в дизелях — благодаря возникающему давлению при сжатии этой смеси при движении поршней в моторе.
Дроссель устанавливают на бензиновых, дизельных и инжекторных моторах. Она всегда размещается между воздушным фильтром и коллектором. В качестве отдельного узла дроссель применяется на дизельном и инжектором двигателе.
В карбюраторе дроссель или актуатор представлен в качестве составляющей мотора, находящегося внизу смесительной камеры. Именно он регулирует количество топливно-воздушной смеси, которая образуется в смесительной камере и затем попадает в цилиндры двигателя.
В зависимости от типа мотора, заслонка выполняет разные функции. У бензинового двигателя это – основной инструмент, обеспечивающий контроль оборотов мотора. Именно положением этого модуля управляет водитель при помощи педалей газа и тормоза.
В зависимости от зазора при открытии нормируется поток воздуха, попадающего в цилиндры за конкретную единицу времени. Причём состав топливно-воздушной смеси остаётся постоянным. Он имеет соотношение воздуха к горючему в пропорции 14,7 к 1, что является так называемой стехиометрической смесью.
Если убрать дроссельную заслонку из бензинового мотора, то не получится управлять оборотами силового агрегата. Это не касается бензиновых моторов с системой управлением подъёма клапанов, где задвижка установлена на случай аварийной ситуации, чтобы можно было заглушить силовой агрегат. В этой статье описана дроссельная заслонка стандартного бензинового мотора.
Процесс работы у мотора дизельного типа обеспечивается по другой схеме. В отличие от бензинового, он может работать без задвижки. Воздушный поток поступает в дизельный двигатель свободно, а его обороты и мощность зависит только от количества топлива попадающего в цилиндры. Нажимая на педаль, автомобилист не меняет положение заслонки, так он контролирует только объем расходуемого дизельного топлива.
Но для чего нужна задвижка на дизельном двигателе? Её функции совершенно иные. При первом рассмотрении выделяют две её задачи. Блок управления способен полностью закрывать дроссель, чтобы остановить мотор в штатном порядке или при возникновении чрезвычайной ситуации. После блокировки доступа к заслонке в промежутке между ней и цилиндром появляется разрежение, способствующее восстановлению рециркуляции газов.
Как почистить дроссельную заслонку своими руками (пошагово)
Порядок работ:
Снимите декоративную крышку мотора, если такая предусмотрена конструкцией вашего авто.
Открутите пробку расширительного бачка. Таким образом вы снизите уровень давления в охладительной системе автомобиля.
Далее выньте вентиляционный шланг воздушного патрубка.
Тщательно осмотрите последний элемент на наличие следов масла. Их присутствие означает, что в дроссельном узле забитый тонкий вентиляционный канал.
Затем возьмите крестовую отвертку и ослабьте два хомута.
Далее демонтируйте шланг подогрева заслонки (заглушить можно автомобильными свечами зажигания).
Теперь выньте шланг системы вентиляции бензобака, для чего отверткой выкрутите еще один хомут.
Выньте тросик и 2 гайки дроссельного узла.
Далее возьмите очиститель и промойте заслонку и ее каналы
Обратите также внимание на канал принудительной вентиляции. Именно данный узел наиболее закоксованный (порой для его очистки необходимо использовать длинную иглу или стальную спицу.
Что касается датчика дроссельной заслонки, то его тоже нужно извлечь и очистить от отложений.
Затем выкрутите два крепежных болта регулятора холостого хода и выньте РХХ
наружу.
Промойте канал в корпусе узла.
Если РХХ не менялся больше 100 тыс
км, желательно заменить его. Также при потребности меняется шток РХХ (однако лишь в том случае, когда он закоксован так сильно, что его невозможно полностью очистить, или при наличии большого люфта).
Также обратите внимание на прокладку дроссельного узла. При очистке заслонки желательно заменить прокладку.
На последнем этапе соберите все элементы в обратной последовательности и проверьте результат.
Пдд 6.15 — если сигналы противоречат
Состояние регулятора: проверка на ВАЗ-2110
Итак, как же проверить датчик дроссельной заслонки? Процесс этот необходимый, так как он дает возможность понять, на самом ли деле неисправность по его причине или проблема в отказе других деталей вашей «десятки».
Порой автовладельцы-новички делают скоропалительные выводы, отталкиваясь от первичных признаков повреждений. Это тянет за собой лишние траты денег и время на ремонт.
Чтобы проверить текущее положение ДПДЗ, понадобится выполнить следующее:
- произвести замер показателей напряжения на выходе ползунка, при этом включив зажигание, стоит разомкнуть контакты холостого хода;
- во время проверки показало напряжение свыше 0,7 В – значит, контроллер неисправен;
- открыть дроссельную заслонку целиком (в нормальном положении значения напряжения составляют максимум 4 В);
- произвести замер переменного резистора на сопротивление;
- подключить омметр/мультиметр на питание и выход;
- не спеша поворачивать заслонку;
- отслеживать показания на устройстве;
- если сопротивление меняется плавно по мере открывания заслонки, значит, прибор функционирует исправно.
В том случае, когда вами в ходе проверки замечено, что сам ДПДЗ поврежден, его понадобится заменить. Ремонт здесь не поможет. Важным моментом является подбор данного элемента. В 2110-й модели ВАЗ устанавливают 2 аналога ДПДЗ:
- Пленочно-резистивный. Данный вид оборудован заводом-изготовителем; датчик рассчитан на 55 тыс. км пробега.
- Бесконтактный. Здесь применяется датчик Холла. У подобного устройства нет ограничений касательно срока эксплуатирования. Стоимость такого датчика дороже.
Резистивный слой, где перемещается ползунок, при воздействии силы трения со временем стирается. По этой причине регулятор выдает неверные данные, меняются свойства подаваемой смеси, снижается деятельность двигателя.
Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах
Какие должны быть показания положения ДЗ на оборотах холостого хода?
Разные! Почему?
Этот параметр в большей степени относится к ярым фанатикам чистки дроссельной заслонки каждую неделю, а то и через день.
Существует два основных способа управлять оборотами холостого хода при помощи РХХ (регулятор холостого хода)
Именно управлять оборотами хх! А не поддерживать обороты хх! Это очень важно!. Так вот:
Так вот:
- При помощи регулятора холостого хода, установленного в байпасном канале
- При помощи регулятора холостого хода, управляющего непосредственно дроссельной заслонкой
И та, и другая система встречается на разных автомобилях. Даже Шевроле Лачетти использует разный способ регулировки холостого хода. На двигателях 1,4л и 1,6л используется второй метод, а на двигателях 1,8 используется первый метод.
Этот параметр в диагностике обзывается, как «Шаги РХХ» или «Положение ДЗ Шаг». Это более подробно мы рассмотрим в одной из будущих статей, а сейчас кратко объясню в чём заключается принципиальная разница этих двух способов. Это необходимо для понимания диагностики положения дроссельной заслонки.
Как мы уже знаем, все процессы в двигателе начинаются с подачи воздуха. Подачей воздуха мы можем регулировать обороты двигателя в разных режимах. То же самое происходит и при регулировке оборотов холостого хода. Подавая определённую массу воздуха, мы регулируем обороты хх в нужных пределах.
Примечание! Регулятор холостого хода осуществляет грубую регулировку оборотов хх (порядка +/- 50 об/м. После этого более точно обороты хх регулируются посредством изменения УОЗ
Но это тема другой статьи и сейчас это не столь важно
Так вот, в первом случае заслонка полностью закрывается, а необходимый для холостого хода воздух, подаётся в обход дроссельной заслонки по специальному каналу. В этом канале находится специальный клапан-регулятор, который регулирует массу воздуха, проходящую через этот канал.
А во втором случае подача воздуха осуществляется через саму дроссельную заслонку. Заслонка приоткрывается/прикрывается при помощи электродвигателя и через неё проходит необходимая масса воздуха для работы двигателя на холостом ходу.
То есть, очевидно, что в первом случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равны нулю! Так как воздух идёт не через дроссельную заслонку, а через специальный канал РХХ.
А во втором случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равняться нескольким процентам (градусам). Равняться нулю показания не могут, так как если заслонка закроется полностью, тогда двигатель заглохнет.
Вот у нас уже получился первый вывод. Вот его суть.
Чтобы правильно диагностировать положение дроссельной заслонки, первым делом необходимо определить, как осуществляется регулировка оборотов холостого хода на этом конкретном автомобиле. Если по первому способу — тогда положение ДЗ на холостом ходу должно быть равно 0%! А если по второму способу — тогда несколько процентов!
Примечание: Во всех сферах нашей жизни встречаются исключения. Тут тоже. Например, Лачетти 1.8 ЛДА хоть и имеет отдельный регулятор холостого хода, но положение дроссельной заслонки на холостом ходу составляет 10-11%
В первом случае всё просто и понятно. Если значения отличны от нуля, значит либо дроссельная заслонка не может плотно закрыться из-за грязи или ещё чего-то, либо датчик положения дроссельной заслонки показывает не правду, что означает его износ и поломку.
А вот во втором случае не всё так однозначно.
Бытует мнение, что если открытие ДЗ составляет более 5%, тогда необходима обязательная чистка этой самой заслонки. Это так, но со множеством нюансов.
И самые главные из них — это те, о которых мы уже говорили выше:
- регулятор холостого хода не поддерживает холостой ход, а регулирует его
- нагрузка на двигатель высчитывается по расходу воздуха (давлению в коллекторе). Чем больше масса потребляемого воздуха — тем больше нагрузка. И наоборот, чем больше нагрузка на двигатель, тем больше ему необходимо воздуха.
Видео
Для того чтобы разобрать и прочистить дроссель нам понадобиться:
- перчатки,
- плоская отвертка,
- плоскогубцы,
- ключ на 10,
- ветошь,
- очиститель карбюратора или специальную жидкость для очистки дроссельной заслонки, но она стоит дороже, а эффект такой же.
- Работа занимает буквально минут 10-20.
Приступаем к чистке дросселя:
- — В первую очередь одеваем перчатки чтобы не испачкаться грязью.
- — Откручиваем кожух двигателя.
- — Ослабляем хомут на гофре дросселя с двух сторон, для этого берем плоскую отвёртку, все болтики лучше складывать в отдельную емкость, чтобы их не растерять.
- — Плоскогубцами отгибая хомут, снимаем полностью гофру воздуховода.
- — Снизу дроссельной заслонки находится датчик, снимаем его нажимая вниз на зажим и тянем его на себя.
- — Повернув по часовой стрелке привод дросселя, вынимаем через паз тросик, не забываем при этом как он стоял до этого.
- — Откручиваем три болтика ключом на 10 на дросселе и вытаскиваем его (сверху один, и два снизу).
- — Далее требуется отсоединить шланги подвода охлаждающей жидкости к дросселю (этого можно и не делать, но удобнее будет чистить дроссель отдельно от всего, так как ничего мешаться не будет).
- — Берем дроссель в руки и помещаем его в ванночку или на плоскую поверхность. Очиститель карбюратора начинаем распылять изнутри до тех пор, пока вся грязь не сойдет с внутренности. Протираем его ветошью, поворачиваем диск вручную рукой и чистим со всех сторон пока не начнет блестеть, как новый.
- — Можно сразу же промыть клапан картерных газов.
- — После этого ставим все в обратном последовательности, можно еще промазать герметиком дроссель, чтобы воздух не пропускал, но это делать не обязательно. Так же следует заменить прокладку.
Причины плавания оборотов двигателя на холостых оборотах:
— Если при запуске начинают плавать обороты нужно сделать адаптацию дроссельной заслонки, применив диагностический кабель VAG COM и программы Chevrolet Explorer, если у Вас диагностики нет, то нужно ехать в СТО для сброса. Или попробовать прокатиться 100 км, иногда он сам адаптируется во время эксплуатации.
Таким образом, почистив дроссельную заслонку, можно радоваться заводским параметрам дросселя и плавностью хода оборотов. Данная процедура не сложная, но весьма грязная, и если же все таки вы боитесь сами чистить дроссель, то лучше обратиться в станцию технического обслуживания, но стоит задуматься стоит ли переплачивать за такую легкую работу. Всем ровных дорог и плавных оборотов!
Процедура чистки
Чтобы очистить элемент первым делом следует его снять. Разбор запчасти начинается со снятия гофры воздуховода и отключения проводов от регулятора холостого хода и датчика положения детали. Процедура демонтажа особых усилий не требуется.
После следует снять шланги, которые подведены к запчасти, а затем, и трос с привода. Таким образом, путь к заслонке открыт. Достаточно открутить пару гаек и болтов и извлечь датчик положения и регулятор холостого хода.
Чистка заключается в промывке элемента. Для этого рекомендуется использовать специальное средство, которое предназначается для чистки карбюраторов. Вещество следует распылить на все поверхности и каналы. По завершении процесса деталь следует протереть ветошью.
Отдельное внимание следует уделить регулятору холостого хода. Из-за большого загрязнения игла может заклинивать и работать не правильно
А перед установкой элементов следует проверить общее состояние этого элемента. Если у иглы имеется большой свободный ход, то деталь подлежит замене.
Также перед монтажом требуется оценить состояние прокладки. Если присутствуют повреждения, то элемент следует заменить.
Когда нужно чистить дроссельную заслонку Лачетти?
Если при проведении компьютерной диагностики выявлено, что дроссельная заслонка на прогретом двигателе в режиме хх не закрывается более чем на 5%, тогда этот узел нуждается в обязательной чистке.
Также заслонку необходимо чистить при наличии сильных визуальных загрязнений. Это отразится не только на ровной работе двигателя, но и на расходе топлива.
Как почистить дроссельную заслонку Лачетти?
Многие чистят дроссельный узел не снимая его с двигателя. Это не совсем правильно, так как загрязнения изнутри и, особенно на оси заслонки, остаются! Поэтому лучше заслонку снять. Тем более, я это делаю за 10 минут.
- Снимаем декоративную накладку двигателя
3. Плоскогубцами ослабляем хомут и снимаем шланг вентиляции картерных газов с клапана
4. Демонтируем гофру вместе со шлангом вентиляции картерных газов и получается вот что
5. Нажимая снизу на фиксатор, отключаем колодку проводов от дроссельного узла Шевроле Лачетти
6. Повернув по часовой стрелке шкив привода дроссельной заслонкой, вынимаем через паз трос педали акселератора
7.Теперь многие отсоединяют шланги подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу, но я так не делаю. Во-первых, так быстрее. Во-вторых, не нужно мудрить с заглушкой шлангов, чтобы не текла охлаждающая жидкость. В-третьих, не попадёт воздух в систему охлаждения.
Я просто вынимаю шланги из держателей и их длинны хватает, чтобы снять дроссельный узел.
Как видим, загрязнений не много, но всё же есть
9. Подлаживаем тряпку под дроссельный узел, чтобы не вымазать двигатель и смываем грязь из баллона
10. Желательно заменить прокладку, очистить торец впускного коллектора и штуцера ДАДа, адсорбера и вентиляции картера
11. Сразу желательно промыть клапан вентиляции картерных газов Лачетти. Для этого его выкручиваем…
…и промываем его, чтобы пружина работала без заеданий
Также промываем гофру с трубкой
12. Собираем всё в обратном порядке.
Вот видео о том, как почистить дроссельную заслонку
Чем почистить дроссельную заслонку?
В наше время выбор средств для данной процедуры просто огромен. Каждый найдёт, что-то более подходящее для своих потребностей и финансовых возможностей.
Например, я использую вот это средство
Стоит оно у нас 3-4 у.е. Отмывает всё быстро и качественно, меня устраивает.
В инструкции написано, что можно даже промыть топливную систему, залив его в бак с бензином. Также прочищает впускной тракт.
После чистки дроссельной заслонки плавают обороты Лачетти
После чистки дроссельного узла необходимо сбросить адаптации положения дроссельной заслонки.
Сделать это можно через специальный адаптер и программу Chevrolet Explorer. Либо на СТО.
Можете посмотреть в этом коротком видео, что и как происходит при сбросе адаптаций с дроссельной заслонкой
Мир Вашему дому и удачи в пути!
Разгерметизация системы
Если происходит разгерметизация в системе тракта впускного типа, тогда происходят нестабильность в работе мотора. Происходит утечка воздуха в таких узлах автомобиля:
- В уплотненных местах форсунки;
- На выводных системах для испарений бензина;
- На стенках каркаса дросселя;
- На жиклерах холостого хода;
- На трубках усилителя вакуумного тормоза;
- На очистительных патрубках.
Из-за ненадлежащего вывода воздуха происходит неправильный замес топливных масс. Обнаруживаются аварийные симптомы при функционировании впускного тракта. Уходящий в систему воздух не проходит через систему фильтрации. В его составе много вредных частичек грязи, металла, пластика, которые заходят в мотор и грозят привести к плохой работе последнего.
Причины и признаки загрязнения дроссельной заслонки
Поскольку конструкция заслонок электронных дросселей не отличается от устройств традиционного типа, и они требует периодической чистки дроссельной заслонки. О необходимости технического обслуживания электронной педали газа свидетельствуют следующие признаки:
- затруднённый пуск силового агрегата;
- неустойчивая работа двигателя;
- нестабильные обороты холостого хода;
- провалы и рывки при попытке набрать скорость;
- замедленная реакция при попытке увеличить или сбросить обороты.
Ускоренному отложению грязи и нагара на деталях акселератора способствует эксплуатация автомобиля с забитым топливным и воздушным фильтром, повреждение воздуховода и длительная езда на некачественном топливе. Но не думайте, что загрязнение узла происходит только по причине недостаточного внимания к машине со стороны водителя. К усиленному загрязнению приводит появление масляной пыли в картерных газах по причине износа цилиндропоршневой группы – в этом случае ситуацию исправит только ремонт двигателя.
Двигатель работает нестабильно после чистки дроссельной заслонки
На некоторых автомобилях после чистки дроссельной заслонки может потребоваться проведение регулировки узла. Она выполняется в зависимости от типа управления заслонкой.
Механическая система управления дроссельной заслонкой
После очистки дроссельного узла с механической системой управления заслонкой потребуется провести настройку регулятора холостого хода. Она выполняется по следующему стандартному алгоритму:
На 15 минут необходимо снять клеммы с аккумуляторной батареи;
Далее надеть клеммы и произвести старт мотора. Оставить его работать на холостом ходу на протяжении 10 минут
Важно: В период работы двигателя нельзя включать дополнительные потребители;
Когда обозначенный срок пройдет, мотор требуется заглушить на 10 секунд, после чего вновь его завести;
Необходимо подождать пока двигатель прогреется до рабочей температуры, после чего можно начинать эксплуатацию машины.
После настройки механической системы управления дроссельной заслонки мотору может потребоваться проработать 150-200 километров до нормализации холостого хода.
Электрическая система управления дроссельной заслонкой
Если в узле применяется электрическая система управления дроссельной заслонкой, выполняться его регулировка будет следующим способом:
- Необходимо завести мотор и прогреть его до рабочей температуры;
- После этого двигатель глушится на 10 секунд;
- Далее включается зажигание на 3 секунды;
- После этого 5 раз необходимо нажать на педаль акселератора (по 1 разу за секунду) в течение 5 секунд;
- Спустя 7 секунд следует нажать педаль газа до упора и держать ее в таком положении до тех пор, пока индикатор «проверьте двигатель» не будет гореть постоянно;
- Через 3 секунды после этого отпустите педаль газа и заводите двигатель.
Выполнять данную процедуру необходимо в строгом соответствии с приведенным временем.
Почему дроссельную заслонку лучше чистить на СТО
Чистка электронной дроссельной заслонки своими руками не самая хорошая идея. Некоторые дроссельные заслонки не будут правильно работать после чистки, им необходима адаптация, для которой нужно специальное дорогостоящее оборудование. Обычно рядовой автолюбитель не имеет такого оборудования, и сделать сам адаптацию он не сможет.
В самом процессе чистке, ничего сложного нет, но так как сейчас автомобили высокотехнологичные, они сами регулируют обороты холостого хода. Когда на стенках дросселя со временем образуется нагар, ЭБУ автомобиля это учитывает, и открывает дроссель на нужное положение, с учетом этого нагара. А когда смывается слой этого нагара, то происходит сбои и обороты на холостом ходу начинают плавать, так как ЭБУ уже адаптировался к заслонке на которой присутствует нагар.
Для того чтобы исправить ситуацию, нужно скинуть адаптацию заслонки. Делается это с помощью специального диагностического оборудования, которое есть только в сервисных центрах либо на специализированной технической станции под марку Вашего автомобиля.
Налогообложение
Во многих странах налогообложение автомобильных транспортных средств определяется именно рабочим объёмом, например, в Италии легковые автомобили с рабочим объёмом бензинового двигателя свыше 2000 см³ облагаются повышенным налогом. В Белоруссии так же налог на автомобили считается по объёму двигателя .
Основные правила очистки
При использовании подходящего вещества наносите его не на отдельную область, а на весь узел, включая полость вокруг заслонки
Важно избавиться от отложений из каналов поступления добавочного воздуха;
Чтобы предстоящая чистка была максимально успешной, после нанесения средства подождите примерно 5−10 минут. Затем его необходимо смыть и повторно нанести на аналогичный срок;
При желании очистить заслонку от особо «прикипевшего» нагара, используйте мягкую ткань
Грубые ворсовые тряпки недопустимы. То же самое касается металлических щеток, которые способны стереть слой молибдена (вещество наносится на заводе для обеспечения более продуктивной циркуляции воздуха);
После полноценной очистки и высыхания дроссельного узла можно начинать сборку двигателя в обратном порядке.
Если после сборки двигатель по-прежнему работает со сбоями, возможно проблема заключается в неправильном регулировании узла. Её выполняют с учётом типа управления.
Чистка дросселя своими руками
Для того чтобы почистить дроссельную заслонку своими руками, будет необходимо следующее:
- автомобильный инструмент;
- специальное средство для чистки, чаще всего используется очиститель для карбюратора;
- ветошь мягкая.
Рассмотрим, как можно почистить ДЗ с электронным приводом на автомобиле Nissan. Выполняем работу в следующем порядке:
- открываем капот, на всякий случай сдергиваем клемму с аккумулятора;
- раскручиваем хомуты патрубка воздушного фильтра;
- отсоединяем штекеры с дроссельного узла, отводной шланг системы вентиляции;
- демонтируем ресивер воздушного фильтра в сборе с патрубком;
- шестигранником на 5 мм отворачиваем 4 крепежа дроссельной заслонки;
- снимаем дроссель по возможности как можно аккуратнее, стараясь не повредить прокладку;
- всю грязь и копоть дросселя необходимо счистить;
- берем очиститель для карбюраторов Карбклинер, надеваем на флакончик трубочку, наносим состав на поверхность заслонки распылением;
- если грязи немного, она сама под действием струи начинает разъедаться;
- стараемся нанести состав очистителя поочередно с одной и другой стороны устройства;
- ждем, когда Carb Cleaner впитается в копоть, жидкость высохнет;
- после высыхания повторяем процедуру, протираем заслонку ветошью;
- также не забываем протереть внутренности впускного коллектора в том месте, где коллектор соединяется с ДЗ. Если сажи на металле немного, необязательно прыскать из баллончика, достаточно смочить очистителем тряпочку и протереть поверхность;
- тщательно вычистив сажу, ставим деталь на место, подсоединяем воздушный патрубок.
Запускаем мотор, но если появились после чистки дроссельной заслонки высокие обороты, необходима адаптация дросселя. «Обучение» заслонки производим следующим образом:
- скидываем вторую клемму, ждем от 15 до 20 минут;
- подсоединяем аккумулятор, садимся за руль, запускаем мотор без нажатия на педаль акселератора;
- даем поработать двигателю минут пять, затем добавляем нагрузку на электрическую цепь – включаем моторчик отопителя, фары, магнитолу и прочее;
- после еще трех минут работы выключаем зажигание – здесь нам понадобится секундомер (можно воспользоваться смартфоном);
- после остановки мотора ждем 10 секунд, ставим ключ зажигания в положение ON, но движок не заводим, педаль газа не трогаем, ждем три секунды;
- в течение 5 секунд нажимаем педаль акселератора до упора, затем опускаем, делаем так пять раз;
- по истечении 7 секунд нужно нажать на газ и держать его до тех пор, пока на панели приборов не замигает лампочка Check Engine;
- через 10 секунд сигнальная лампа должна загореться постоянно – ждем 3 секунды, отпускаем педаль;
- запускаем двигатель, и если он глохнет, повторяем запуск. После заводки ДВС ждем 20 секунд, затем газуем педалью два или три раза;
- теперь осталось убедиться, что после перегазовки холостые обороты нормальные – не скачут, не выше положенной нормы.
Действовать необходимо строго по секундомеру – если ошибиться на несколько секунд, адаптация может не получиться. Если ДВС не глохнет при последнем запуске, на всю адаптацию должно уйти времени от полутора до двух минут.
Если обороты все равно не приходят в норму после обучения, можно попробовать не выдерживать после загорания сигнальной лампы 3 секунды – сразу убирать ногу с педали и запускать двигатель.
В обучении заслонка нуждается не во всех случаях, если копоти в ней немного, адаптацию можно и не проводить. Еще автовладельцам следует знать, что обучение следует выполнять с заряженным аккумулятором на автомобиле.
Почему необходимо проводить чистку дроссельного узла и заслонки
Зачем чистят дроссельную заслонку, и для чего эта манипуляция проводится каждые 10 тысяч километров? Делать это нужно для того, чтобы автомобиль мог нормально функционировать. Как и многие детали транспортного средства требуют чистки, также и про заслонки не нужно забывать. Ведь без потока воздуха нормального движения машины можно и не ждать.
Почему рано или поздно приходит время чистки дроссельной заслонки? Наиболее распространенной проблемой является засор.
Произойти это может по некоторым причинам, а именно:
- Дорожная пыль. Хотя дроссельная заслонка располагается сразу же за фильтром, мелкие частицы пыли все равно проникают в дроссель, постепенно его загрязняя. Если же фильтр сам забит, то в дроссельный узел уже будут проникать большие частицы пыли, что вызовет загрязнение в короткие сроки.
- Вентиляция газов. На большинстве современных транспортных средств картерные газы полностью очищаются от масляных частиц, а затем проникают во впускную систему наряду с обычными потоками воздуха. Осуществляется данная манипуляция в дроссельном узле. Такое проведение вывода газов соблюдает все экологические нормы.
- Повторное догорание ранее отработанных газов. Использоваться данная система стала недавно, однако она в короткие сроки успела стать популярной среди производителей машин. Газы, которые были ранее отработаны, не выходят вместе с воздухом, а снова попадают в дроссель, а после этого в двигатель, где продолжают процесс своего сгорания. В итоге транспортное средство выпускает в атмосферу намного меньше вредных веществ, однако сильнее засоряет заслонку.
Почему же происходит засорение заслонки? Масляные частички смешиваются с компонентами от нагара, а также пылью, в результате чего на заслонке образуется плотная пленка, которая образуется после каждой работы автомобиля.
Спустя десятки километров езды такая грязь нарушит функционирование автомобиля или же выведет из строя весь дроссельный узел, замена которого не только трудная, но и недешевая.
Поэтому при большом слое грязи двигатель не может функционировать в нормальном режиме, а значит, владельцу машины рекомендуется промыть дроссельную заслонку, и тогда автомобиль снова будет работать нормально.
Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
Предназначение датчика заключается в регулировке объема воздушного потока, который поступает в мотор. Этот воздух используется для образования горючей смеси.
Где расположен датчик в авто?
Чтобы при необходимости выполнить диагностику устройства, автовладельцу надо знать, где находится ДПДЗ. Контроллер устанавливается в моторном отсеке. Его можно увидеть сбоку от дроссельной магистрали на оси самой заслонки.
Расположение контроллера на дросселе
Конструкция устройства
Конструктивно устройство включает в себя следующее:
- Корпус контроллера. Этот компонент выполнен из термостойкого стеклопластика. Корпус оснащается двумя фланцами, которые используются для фиксации контроллера к дроссельному узлу.
- Соединительное устройство, оснащенное тремя контактами. Этот компонент объединен с корпусом контроллера.
- Резистивное устройство, выполненное из керамики.
- Токосъемный элемент. Эта составляющая предназначена для обеспечения электрического контакта с резистивной деталью.
- Цанговый зажим, оснащается шлицем.
- Резиновая прокладка. Используется для монтажа контроллера на ось дроссельного узла.
Назначение датчика положения дроссельной заслонки
Сам контроллер отвечает за корректное выявление положения заслонки на дроссельном узле. Его показания влияют на работу системы подачи топлива. Силовой агрегат в соответствии со значениями устройства выполняет регулировку объема поступаемого бензина при определенном режиме функционирования. ДПДЗ используется для преобразования углового положения заслонки дросселя в напряжение постоянного тока.
Особенности работы устройства:
- Данные, которые передает контроллер, позволяют вычислить величину открытия заслонки. Поступающая на управляющий модуль информация обеспечивает расчет основных параметров управления силовым агрегатом. Причем данные определяются с учетом типа езды машины.
- Само по себе устройство представляет потенциометр, оснащенный токосъемником. Последний используется для перемещения по установленному радиусу сектора, составляющего от 0 до 80 градусов. Ось данного конструктивного элемента при монтаже прибора должна быть связана с приводом дроссельного узла.
- Параметр выходного сопротивления потенциометра может меняться с учетом нажатия на педаль газа. В зависимости от ее положения изменяется и степень открытия заслонки узла.
- Питание контроллера производится посредством подачи стабилизированного напряжения. Величина исходит от управляющего модуля и должна составлять в районе 5 вольт. Допускается отклонение в размере 0,1 В в большую или меньшую сторону.
Схематический принцип действия контроллера
Технические параметры устройства
Основные технические свойства контроллеров ДПДЗ:
- Напряжение для питания устройства подается на два вывода — 1 и 2.
- Величина сопротивления, которое образуется между выводами 1 и 2, составляет от 1,8 до 2 кОм.
- Параметр открытия полностью закрытой заслонки узла — от 0 до 2%.
- Величина напряжения, которое подается на выходы под номерами 3 и 2 при закрытой заслонке составляет от 0,25 до 0,65 вольт.
- Величина открытия заслонки узла составляет более 90 градусов.
- Параметр напряжения, которое подается на 3 и 2 вывода при полном дросселе, составляет от 3,9 до 4,7 вольт.
- Число полных циклов активации устройства при его работе — не меньше одного миллиона.
- Градуировочное свойство зависимости параметра напряжения на выходе от угла поворота обладает линейным характером. Оно измеряется в диапазоне от 0 до 100 градусов. Напряжение составляет от 0,25 до 4,8 вольт. Значение наклона характеристики варьируется в районе 48 мВ.
- Параметр рабочей зоны контроллера находится в линейной области характеристики в диапазоне от 10 до 90 градусов. Это соответствует величине открытия заслонки узла на угол от 0 до 100 градусов. Значение наклона варьируется в районе 39 мВ.
Разновидности
Существует два основных вида устройств:
- Датчики пленочно-резистивные. Такой тип контроллеров обычно ставится штатно при производстве авто. Срок эксплуатации пленочно-резистивных устройств в среднем составляет примерно 55 тыс. км. Но по факту они выходят из строя чаще.
- Бесконтактный тип устройств. Такие ДПДЗ функционируют на основе магнитно-резистивного явления, используется эффект Холла. Цена бесконтактных датчиков выше, но срок эксплуатации огромный. Эти приборы более надежные, поэтому редко выходят из строя.
Андрей Серомолотов показал, как с бесконтактным ДПДЗ работает машинный двигатель.