Схема подключения инжектора ваз 2109

Содержание:

Наблюдайте за подкапотной проводкой

Подкапотная проводка ВАЗ 2109 включает в себя такие элементы.

  1. Жгуты проводки системы зажигания.
  2. Жгуты с проводами осветительной системы.
  3. Провода соединений разнообразных датчиков с электронным блоком управления.
  4. Проводка управления электродвигателями: радиатора, омывателя вар, стеклоочистителей.

Под капотом пространство ограничено, а проводка находится бок о бок с элементами двигателя внутреннего сгорания. Детали мотора работают в режимах высоких температур и давлений. В такой среде провода могут ослабнуть или потерять изоляцию. На них могут появляться потертости или, возможно, даже оголения жилы. В таком случае опасности подвергается вся схема электропроводки ВАЗ 2109. Работа схемы продолжается, но в небезопасном режиме. Это может привести к короткому замыканию, и как следствие, — к пожару.

Устранить пробой изоляции и восстановить проводку нужно немедленно. Причем просто перемотав изолентой повреждённый участок провода, вы не решите проблему. Максимум, можно поступить так в качестве временной меры. По инструкции необходима замена проводки на повреждённом участке. Укладывать проводку после замены необходимо в изоляционную гофру.

Особого внимания под капотом заслуживают высоковольтные провода, подводимые к свечам зажигания. Ведь это самая мощная проводка во всем автомобиле. Состояние бронепроводов нужно оценивать не только на глаз — на наличие внешних повреждений. Высоковольтный провод по паспорту должен иметь сопротивление 2,55 кОм. Напряжение импульсов, что передаются на свечи, должно находиться в пределах 20 кВ

Еще одно важное условие: не должно превышаться напряжение пробоя бронепровода. Его нормальная величина — 50 кВ. Первые два параметра измеряем при помощи мультиметра

Первые два параметра измеряем при помощи мультиметра.

Что под капотом

Давайте вспомним, чем отличается новый силовой агрегат:

  1. На смену трамблеру и катушке зажигания, отвечающим за образование искры в цилиндрах пришел электронный блок – ЭБУ;
  2. Подкапотная проводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет ряд конструктивных особенностей. В частности: больше разъемов, иные параметры (сечение, изоляция);
  3. Вместо карбюратора установлен блок форсунок, управляемых электроникой;
  4. Автоматика основывается на показаниях множества датчиков, которых нет на карбюраторных моторах, соответственно, что и проводка на инжектор ВАЗ 2109 имеет больше компонентов.

Под капотом инжекторной версии ВАЗ 2109 проводов и электроники стало больше

А еще давайте разберемся в модификациях электропроводки на Камаз.

Контрольные датчики

Чтобы силовой агрегат с инжекторной системой работал, электронному блоку необходимы показания важнейших параметров.

И за это отвечают специальные датчики, которыми оснащен мотор:

  1. ДПКВ (датчик положения коленчатого вала). Один из самым главный параметров, без которого автомобиль даже не запустится. Он сообщает ЭБУ когда необходимо впрыскивать топливо и воспламенять его в цилинде;
  2. ДМРВ (датчик массового расхода воздуха). Установлен после воздушного фильтра и отвечает за количественный состав топливовоздушной смеси;
  3. ДД (датчик детонации). На его показаниях ЭБУ рассчитывает угол опережения зажигания – важнейший параметр начала фазы воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре автомобиля;
  4. ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки). В отличие от карбюраторной схемы, где педаль напрямую управляет заслонкой, в инжекторных моторах педаль не соединена с исполнительным механизмом;
  5. РХХ (регулятор холостого хода). Необходим для обогащения топливовоздушной смеси для устойчивой работы двигателя вне движения;
  6. ДТ (датчик температуры). Есть на всех моторах и отвечает за контроль температуры охлаждающей жидкости;
  7. ДСА (датчик скорости автомобиля). На его показаниях ЭБУ рассчитывает количество топлива и воздуха.

Наличие датчиков видоизменило и электрическую схему автомобиля – электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет множество разъемов для подключения датчиков к ЭБУ.

Оригинальная схема электропроводки ВАЗ 2109 на инжектор

На представленном выше фото схемы с датчиками цифрами обозначены:

  1. ДПДЗ;
  2. ДПКВ;
  3. ДТ;
  4. ДСА;
  5. Клапан продувки адсорбера;
  6. ДМРВ;
  7. ДД и другие.

Блок ЭБУ

Электронные «мозги» современного инжекторного двигателя – это блок ЭБУ.

Именно он ведает всеми электрическими процессами силового агрегата, и конструктивно состоит из:

  1. постоянного запоминающего устройства (ПЗУ);
  2. оперативного запоминающего устройства (ОЗУ);
  3. микропроцессора, обрабатывающего электронные сигналы, поступающие от датчиков двигателя.

Цена ошибки при вмешательстве в работу ЭБУ может быть непомерно высокой

Все электронные компоненты ЭБУ рассчитаны на очень малое напряжение. Их может вывести из строя даже электростатический разряд от прикосновения рукой.

Чтобы избежать повреждений ЭБУ, мастера на станциях технического обслуживания:

  1. избегают прикосновений к штекерам ЭБУ;
  2. не дотрагиваются руками до электронных компонентов на его платах;
  3. при перепрошивке настроек ПЗУ изолируют выводы микросхемы.

Общая информация

На ВАЗ-2109 находится сразу два источника электроэнергии — генератор и аккумуляторная батарея. После запуска силовой установки всё электрооборудование автомобиля получает питание от первого устройства.

АКБ необходима для подачи напряжения на стартер и другие потребители энергии в 12 В при отключённом двигателе.

Автолюбители, предпринимающие попытки найти в интернете информацию об электропроводке своего автомобиля, зачастую сталкиваются с некоторыми проблемами: дело в том, что выпускались модели с высокой и низкой панелью, а также инжекторной и карбюраторной системой. Кроме этого, встречается и экспортный вариант, оснащённый дополнительными опциями, отсутствующими в базовой комплектации, например, стеклоподъёмниками.

Чтобы точно определить, какая схема ВАЗ-2109 необходима владельцу автомобиля, следует разобраться со следующими факторами:

  1. Определить, какую панель имеет машина — высокую или низкую. Это можно выяснить по расположению приборов. Если авто имеет инжектор, то практически наверняка на нём установлена высокая панель.
  2. Электросхема экспортного варианта аналогична базовому, за исключением дополнительных опций.
  3. Если необходима схема электронной системы управления силовой установкой, то это отдельный документ, который необходимо скачать в дополнение к основному.

Преимущества пропановых баллонов

Электрическая схема ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «высокой» панелью приборов, исполнения «люкс»

Высокая панель приборов устанавливалась на ВАЗ 2109 взамен старой «низкой» панели. Отличается от низкой панели «новым» дизайном, добавлением нескольких датчиков и тахометра, а также своим всем известным шумом.

1 – блок-фара; 2 – электродвигатели очистителей фар; 3 – противотуманные фары; 4 – выключатель подкапотной лампы; 5 – звуковой сигнал; 6 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 7 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 8 – датчик износа колодок передних тормозов; 9 – генератор; 10 – электромагнитный клапан включения омыва фар; 11 — электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла (устанавливается на части выпускаемых автомобилей); 12 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла; 13 – электродвигатель омывателя стекол; 14 – датчик контрольной лампы давления масла; 15 – датчик уровня масла; 16 – датчик уровня омывающей жидкости; 17 – датчик расхода топлива; 18 – электромагнитный клапан карбюратора; 19 – концевой выключатель карбюратора; 20 – реле включения стартера; 21 – свечи зажигания; 22 – датчик-распределитель зажигания; 23 – датчик скорости автомобиля; 24 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 25 – колодка диагностики; 26 – катушка зажигания; 27 – выключатель света заднего хода; 28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 29 – стартер; 30 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра; 31 – коммутатор; 32 – аккумуляторная батарея; 33 – датчик уровня охлаждающей жидкости; 34 – реле включения противотуманных фар; 35 – датчик уровня тормозной жидкости; 36 – монтажный блок; 37 – штепсельная розетка для переносной лампы; 38 – блок управления блокировкой замков дверей; 39 – подкапотная лампа; 40 – электродвигатель очистителя ветрового стекла; 41 – лампа освещения вещевого ящика; 42 – электродвигатель вентилятора отопителя; 43 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 44 – переключатель вентилятора отопителя; 45 – лампа подсветки рычагов отопителя; 46 – моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 47 – моторедукторы блокировки замков дверей; 48 – выключатель зажигания; 49 – переключатель электростеклоподъемника правой двери; 50 – переключатель электростеклоподъемника левой двери; 51 – реле зажигания; 52 – подрулевой переключатель; 53 – маршрутный компьютер; 54 – прикуриватель; 55 – регулятор освещения приборов; 56 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 57 – выключатель стоп-сигнала; 58 – контрольная лампа включения обогрева заднего стекла; 59 – выключатель обогрева заднего стекла; 60 – выключатель противотуманных фар; 61 – контрольная лампа включения противотуманных фар; 62 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света; 63 – выключатель заднего противотуманного света; 64 – боковые указатели поворота; 65 – выключатели плафона на стойках дверей; 66 – предохранитель цепи противотуманного света; 67 – выключатель наружного освещения; 68 – комбинация приборов; 69 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 70 – выключатель аварийной сигнализации; 71 – плафон освещения салона; 72 – разъем для подключения к плафону индивидуального освещения; 73 – задние фонари; 74 – фонари освещения номерного знака; 75 — электродвигатель очистителя заднего стекла; 76 – элемент обогрева заднего стекла; 77 – датчик указателя уровня и резерва топлива;

А – порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока, комбинации приборов, подрулевого переключателя, выключателя зажигания и очистителя ветрового стекла; Б – порядок условной нумерации штекеров в колодках очистителей фар и заднего стекла; В – порядок условной нумерации штекеров в колодках датчиков скорости и расхода топлива и в датчике-распределителе зажигания; Г – порядок условной нумерации штекеров в колодках моторедукторов электростеклоподъемников и моторедукторов блокировки замков дверей.

В жгуте проводов панели приборов вторые концы белых проводов сведены в одну точку, которая соединена с выключателем освещения приборов. Вторые концы черных тонких проводов также сведены в точки, соединенные с массой.

На схеме показано подключение дополнительного электрооборудования, которое может быть установлено на автомобили, но на автомобиле конкретной комплектации может отсутствовать тот или иной вспомогательный узел или система.

Определение причины неисправности

Таким образом, инструкция по поиску конкретной причины будет приблизительно следующей:

  • соединяем вывод нашего клапана с плюсовым проводом автомобильной АКБ. Не забываем об опасности короткого замыкания;
  • в случае появления щелчка понимаем, что неисправности в самой цепи, которую следует проверять далее;
  • в случае отсутствия щелчка сразу меняем его целиком;
  • отдельно нужно проверить жиклер топлива, который находится в самом выводе электромагнитного клапана;
  • извлекаем устройство и делаем визуальный осмотр жиклера;
  • промываем и продуваем жиклер от возможных загрязнений;

Извлечение элементов для проверки

Если проблема в другом

Теперь дошла очередь разбираться непосредственно с электрической цепью. Самым простым способом будет подача электротока от клапанного вывода напрямую. Если проблема была в цепи, таким образом, восстанавливают пропавший холостой ход.

С другой стороны, это может быть только временным решением, поскольку клапан будет находиться под постоянной нагрузкой. Это разряжает батарею и может служить причиной короткого замыкания. Цена бездействия может оказаться большей, чем планировалось первоначально.

Чтобы понять, работает ли карбюратор Солекс, который устанавливают на ВАЗ 21099, в нормальном режиме, устроим ему следующую проверку:

  1. Запустим двигатель и на холостом ходу снимем наконечник провода с устройства холостого хода.
  2. В этом случае силовой агрегат заглохнет, поскольку игла перекроет подачу топлива в карбюратор.

Обязательно проверьте новый приобретенный клапан, насколько он работоспособен:

  • Соедините его с плюсовой клеммой АКБ и приложите корпус к «минусу».
  • Если игла сработала, то есть втянулась, значит все в порядке.

Процесс проверки работоспособности

Более наглядно о проверке вы можете узнать из видео, представленного ниже

https://youtube.com/watch?v=O96fpbNpk4Y

Замена элемента

Его можно найти прямо на корпусе самого карбюратора, но с первого раза заметить не получается, поскольку он закрыт корпусом воздухофильтра.

  • снимаем корпус воздушного фильтра-элемента с крышки карбюратора;
  • от вывода клапана отключаем блок электропроводки;
  • полностью отвернуть электромагнитный клапан можно при помощи ключа, которым нужно постараться зацепиться за грани клапана;

Детали мелкие – старайтесь не уронить

  • клапан следует снимать крайне бережно, чтобы не потерять резиновое кольцо или жиклер холостых оборотов;
  • новый клапан ставим на место, где находился старый, и заворачиваем его за имеющиеся грани;
  • подключаем жгут проводов;
  • возвращаем на место корпус фильтра воздуха.

А что делать, если электромагнитное устройство вышло из строя в пути, но до ближайшей автолавки требуется еще добраться? Сначала демонтируем его, потом извлекаем из него жиклер и отламываем часть запорной иглы, чтобы сделать устройство всегда открытым. Далее жиклер и клапан ставим на свои места, подключаем проводку.

Виды электросхем

Существует несколько вариантов схем для контроля состояния электрического оборудования ВАЗ-2109:

  1. С «высокой панелью». Данная схема рассматривается как самая интерактивная и актуальная. В ней предусматривается дополнительная схема, которая предназначается для автомобильного монтажного блока.
  2. С «низкой панелью». Такая схема используется для выявления неисправности в монтажном автомобильном блоке.
  3. С «европанелью». Данный вариант схем предусматривает полную информацию как для внутренней схемы, так и для монтажного блока. Включает в себя также схему, которая помогает подключить европанель, то есть электрических устройств и приборов, созданных по типу «евро».

Как промыть радиатор

Видео Интерактивная схема проводки 2109

Подробная интерактивная схема ВАЗ 2109 приведена на видео (автор видео — Александр Вахтеев).

Если ваш двигатель не хочет заводится,тогда проблема может быть в проводке, если говорить о ВАЗ-2109. Дело в том, что проводка занимает одно из лидирующих мест в системе управления автомобилем. Иногда бывает, что водитель модернизирует своё авто не подозревая о последствиях. Со временем возникают всякого рода поломки и разобраться во всём том бардаке у водителя просто не хватает нервов. Так что приходиться производить замену проводки в ВАЗ 2109.

Когда встаёт вопрос о полной замене проводки необходимо найти все электро- компоненты, иначе бывает, что получается сборная из блоков, проводов, переключателей и датчиков разного типа.

С заменой проводки, также можно поменять и торпеду. Благо, что на рынке этого добра хватает. Итак, чтобы осуществить замену, берём проводку от ВАЗ 2109 Люкс. По моему, это то что нужно. В неё входит: блок предохранителей; переключатель габаритов и кнопка аварийной сигнализации; корпус печки, рукава воздухоотводы; комплект приборов; клеммы, провода, колодки, изолента.

Возможные доработки

Некоторые владельцы ранних моделей автомобиля сталкиваются с необходимостью замены силовой установки из-за выработки ею своего ресурса. После этого подвергается доработке и электросхема ВАЗ-2109 с карбюратором. Так как инжекторная система впрыска топлива имеет большое количество датчиков, то предстоит заменить проводку в машине, что вполне можно сделать своими руками. Это касается всех высоковольтных проводников, а также проводов системы зажигания.

Однако предварительно следует изучить описание электропроводки ВАЗ-2109, так как в некоторые электронные системы машины вносить изменения нельзя, например:

  • менять форму блок-фар;
  • систему освещения заднего номера;
  • устанавливать звуковые приборы с сигналами аварийных служб.

Одновременно с внесением изменений в электрическую схему авто следует проверить и работоспособность основных датчиков, расположенных в подкапотном пространстве. Зачастую необходимость в изменении проводки возникает и при установке современной системы сигнализации. Владельцу ВАЗ-2109 необходимо периодически проводить осмотр штатной проводки с целью выявления возможных механических повреждений или нарушения целостности изоляционного покрытия проводов.

Отличия модификаций ВАЗ 2109

За долгую историю выпуска на АвтоВАЗе «девятки» электрическая схема ВАЗ 21093 заметно изменилась, было немало вариантов комплектаций и модификаций автомобиля. «Девятка» комплектовалась разными двигателями: ВАЗ 2109 — мотором с рабочим объёмом 1,3 литра, а ВАЗ 21093 — объёмом 1,6 литра. В смысле электросистемы оба двигателя практически идентичны. Другое дело — различие между карбюраторной и инжекторной версиями «девятки».

Появление электронной системы управления двигателем (ЭСУД) и электронных устройств, заменяющих карбюратор и трамблёр, усложнило электрическую схему автомобиля. ЭСУД в ВАЗ 21093 инжектор взяло на себя следующие функции:

  • управление топливным насосом;
  • управление электровентилятором системы охлаждения;
  • регулировка состава топливовоздушной смеси, оборотов холостого хода и угла опережения зажигания.

В блоке предохранителей ВАЗ 21093 присутствуют дополнительные плавкие устройства, защищающие ЭСУД. Следует убедиться, что имеющаяся схема электрооборудования соответствует модификации вашего авто. Это тем более актуально, что инжекторный двигатель не всегда достаточно прозвонить тестером, иногда нужно специальное оборудование для работы с ЭСУД.

Свои отличия имеются у электрооборудования с «высокой», «низкой» и европанелью. Важнейшее из них — отсутствие тахометра в низкой панели.

ЭБУ

Установленный на машине ваз 21093 инжектор, электросхема которого включает блок нового образца ЭБУ типа 2114-3722010-60. Блок характеризуется использованием новых плавких предохранителей формы ножа. У них большая площадь воздействия, в результате чего надёжность работы узла повышена. Блок ЭБУ имеет информационно- регулировочные связи посредством датчиков и управлением исполнительными механизмами. Он управляет процессом и подаёт сигнал на панель управления о состоянии работы следующих узлов:

  • топливного бака и топливопровода;
  • топливного насоса;
  • регулятора давления топливной смеси;
  • рампы и форсунок;
  • дроссельной заслонки;
  • фильтров и клапанов на линии обратной циркуляции топлива.

Все эти узлы завязаны на единый блок и при выходе из строя любого датчика система будет получать неполную информацию, и может отказать в запуске двигателя. Однако, безусловно, ваз 2109 схема электрическая инжектора не запустится при отказе главного устройства ДПКВ – датчика положения коленвала. Пока он не подаст сигнал пуска на ЭБУ, блок не даст команду на получение искры со свечей.

Регулирование подачи топлива

Работу двигателя автомобиля ваз 21093,электро схема инжектора которого позволяет выполнить регулируемый впрыск топливной смеси, обеспечивают:

  • индикаторы рампы и форсунок;
  • регулятор положения дроссельных клапанов;
  • регулятор холостого хода;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • датчик расхода воздуха;
  • датчик скорости;
  • датчик концентрации выхлопных газов;
  • управление электробензонасосом.

Все эти линии управления и контроля собраны в один блок и на выходе с узлами соединяются при помощи разъёмов на управляющих цепях и датчиками сигналов от механизмов.

Важнейший узел, малейший сбой в работе электроники которого, может привести к отказу в подаче топлива. При этом зачастую отказ электроники в блоке бывает неустранимым при ремонте своими руками, если даже имеется инструкция. Придётся обращаться в специализированную мастерскую, и цена ремонта будет зависеть от степени его сложности.

Из чего состоит инжектор

Автомобиль ваз 21093 инжектор,электрическая схема которого представляет блок проводов, заканчивающихся разъемами. В местах соединений стоят специальные, отличающиеся внешним видом и цветом узлы. При отказе двигателя запускаться в первую очередь проверяется состояние электрических цепей. Разъёмы могут прийти в негодность, проводок сломаться, контакт окислиться. Поэтому содержание автомобиля в чистоте и контроль всех узлов сделает работу двигателя безотказной.

В числе самых первых должен быть проверен ДПКВ на исправность разъёма и проводки. Он один в случае неисправности не позволит запустить мотор ваз 21093,электросхема инжектора так устроена. Поэтому любую проверку электроники начинают с проверки этого узла. Возможно, ДПКВ не даёт разрешения на запуск, потому что провернулся ремень ГРМ в результате сбился цикл клапанов. До устранения причины датчик не разрешит запуск насоса.

Неисправность датчика можно определить, подав на него питание и поднося к нему металлический предмет. При движении предмета в непосредственной близости от датчика изменяются показания напряжения на выходе. Если датчик реагирует на металл, значит, он исправен.

В состав ваз 2109 инжектор,схема электрооборудования, входит много датчиков и регуляторов бензонасоса, схема их размещена на сайтах автолюбителей. Там можно найти на фото подробные схемы компоновки инжектора и ЭБУ. Наглядная демонстрация по устранению неисправностей представлена на видео. Поэтому при определённом навыке можно диагностику произвести самостоятельно.

Необходимо помнить, что среди многочисленных разноцветных проводов ваз 2109 инжектор, электрическая схема собирается из проводов:

  • желтые – габариты;
  • красные – стоп-сигнал;
  • голубой – задний ход;
  • оранжево-чёрный – противотуманный.

Точно так же маркируются и остальные провода, и соединять их в разъёме следует по цвету. Поэтому во всех автомобилях ВАЗ и предусмотрено одинаковое использование разноцветных проводов по контурам и на схемах в руководстве и в интернете используются те же цвета.

Дополнения

Бесконтактная система зажигания автомобиля

У ВАЗ 2109, схема электрооборудования снабжена датчиком Холла, дислоцированного в датчике-распределителе. Бесконтактный датчик подает управляющие импульсы на электронный распределитель. В то время как в контактной системе зажигания используется прерыватель контактов.

Системы взаимозаменяемы, но бесконтактная система повышает мощность двигателя, снижает расход топлива и вредные выбросы.

Момент зажигания и его установка

Неверно выставленный момент зажигания приводит к перегреву двигателя и неполной выдаче мощности, чрезмерному расходу топлива и детонации.

Угол опережения зажигания проверяется стробоскопом или контрольной лампой на холостом ходу при оборотах двигателя 850—900 об/мин. Если значение угла опережения зажигания противоречит нормам, стандартом является 0±1° до верхней мертвой точки (ВМТ), его придется регулировать. Подобные работы лучше проводить с помощником.

Установка момента:

обеспечить свободное вращение трамблера, для этого ослабить болт на его корпусе;
перевести работу двигателя на повышенные обороты;
медленным вращением трамблера установить метку, вращать — осторожно придерживая корпус;
перепроверить правильность установки стробоскопом;
поворот по часовой стрелке увеличивает угол опережения, а против часовой стрелки — уменьшает;
достигнув необходимой настройки, зафиксировать трамблер крепежным болтом.

Для ВАЗ 21093 и его электрооборудования, схема оснащена электронным блоком управления, поэтому момент зажигания не требует регулировки.

Катушка зажигания, последовательность замены

Катушка зажигания работает на принципах разомкнутой магнитной цепи. Конструктивно катушка напоминает трансформатор и также наполнена техническим маслом.

Порядок ее замены следующий:

  • разомкнуть провод и «минусовую» клемму АБ;
  • освободить провод высокого напряжения от катушки;
  • гаечным ключом убрать гайки крепления (с шайбами) и отсоединить низковольтные провода катушки зажигания;
  • отвернуть гаечным ключом гайки крепления кронштейна, одна из гаек расположена под площадкой АБ (в комплекте с гайками имеются пружинные и плоские шайбы);
  • вместе с кронштейном снять катушку;
  • произвести установку нового элемента в обратном порядке.

Здесь же расположены:

  • силовая установка;
  • бачок омывателя;
  • система заливки масла в двигатель;
  • разъемы и соединения электрических цепей.

Соединительные провода регулярно подвергаются тепловому и химическому воздействию. Своевременный осмотр состояния изоляции проводов, их контактов и скрутки позволит продлить срок службы или заменить поврежденные цепи, не доводя до аварийной ситуации.

Виды СЗ

Система зажигания служит для воспламенения в необходимый момент топливовоздушной смеси, находящейся в цилиндрах двигателя.

Применяемые СЗ можно разделить на три основных типа:

  • Контактные;
  • Бесконтактные;
  • Контактно-транзисторные.

Первый и третий тип особого интереса для нас не представляют, поскольку на ВАЗ 2109 используется бесконтактная или бесконтактно-транзисторная система.

https://youtube.com/watch?v=Ud-nuLSxwvk

Применять такие схемы начали еще в середине 80-х годов прошлого века. С течением времени инженерам удалось повысить эффективность, работоспособность и надежность.

Принцип действия

Принцип действия системы зажигания, установленной на ВАЗ 2109, выглядит следующим образом:

  • Датчик положения коленвала выполняет свои основные задачи, посылает сигнал на контроллеры;
  • Контроллер обрабатывает полученную информацию и проводит расчет последовательности включения в работу катушек зажигания;
  • Катушка создает две искры — воспламеняющую и холостую.

Метод холостой искры подразумевает создание искр одновременно в двух свечах зажигания. Одна воспламеняющая, а вторая холостая, поскольку бьет в такт выпуска отработанных газов на другой свечке. Таким образом, цилиндры, где одновременно образуются искры, создают пары — 1 и 4 цилиндры и 2 и 3 цилиндры.

Основные преимущества

Используемая система зажигания для девяток отличается неплохими показателями надежности, хотя вырабатывает энергию до 50 кДж, а напряжение пробоя порой может достигать отметки 30 кВ и больше. БСЗ ценят за высокий КПД.

Можно выделить несколько главных преимуществ, которыми характеризуются бесконтактные системы зажигания.

Преимущества

Особенности

СЗ работает с датчиком Холла

Из-за этого на параметры энергии искры не влияют напряжение в электросети, частота работы двигателя. Это обусловлено тем, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания всегда неизменный. Так обеспечивается высокий КПД схемы

Отсутствует механическое взаимодействие между контактами

Это способствует отсутствию загрязненности, обгорания контактов, потому чистить их не приходится

Не нужно регулировать положение контактов

Это объясняется просто — их нет в СЗ ВАЗ 2109

Минимальные механические взаимодействия деталей

Такой фактор способствует отсутствию вибраций ротора, резонанса, неравномерного распределения искры по свечам зажигания

Энергия в свечи постоянно повышенная

Она может достигать 50 Дж, что позволяет избегать сбоев при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах. Особенно хорошо это видно при разгоне автомобиля

Экономичность и экологичность

Применение новой СЗ позволило улучшить экономию топлива примерно на 5 процентов, а также на 20 процентов снизить количество выбросов СО

Стабильный запуск холодного двигателя

Даже если АКБ разрядится до 6В, запустить мотор все равно можно будет без проблем. Этим БСЗ существенно отличается от других систем зажигания, которые не могут похвастаться такой стабильностью.

Схема

Основное электрооборудование автомобиля

Электропитание систем автомобиля осуществляется двумя способами, от аккумулятора, при выключенном двигателе, а при его включении, от генератора. Модификации автомобиля ВАЗ незначительно отличаются по составу электрических компонентов, это в большинстве случаев:

  • система зажигания;
  • стартер;
  • генератор;
  • монтажный блок;
  • световая и звуковая сигнализация, освещение;
  • ʺдворникиʺ, стеклоподъемники;
  • обогрев стекол, отопление салона;
  • панель приборов.

Замена монтажного блока

Ремонт плат монтажного блока не каждому под силу, его легче заменить полностью. Замена защитных элементов проста, а все предохранители и реле промаркированы, что значительно облегчает их переустановку. В крайнем случае на автомашине ВАЗ 21093, схема электрооборудования поможет разобраться в деталях. Монтажный блок установлен под капотом слева, возле ветрового стекла.

Инструкция по замене:

  • открыть капот, и отжав защелки, снять крышку футляра;
  • сдвинуть резиновую накладку и отсоединить верхнюю часть проводов;
  • убрать крепежные гайки;
  • аккуратно достать блок, на возможную длину проводов, и разомкнуть нижнюю колодку с проводами;
  • установить новый блок в обратном порядке;
  • произвести проверку работы узла.

Перед отсоединением проводов обязательно промаркировать колодки во избежание путаницы.

Замена стартера

Стартер на автомобилях ВАЗ серии 2109 помещен на картер сцепления. Несмотря на некоторые конструктивные различия стартеров, их установочные размеры на всех сериях унифицированы.

Для замены детали, предварительно освободить отрицательный зажим АБ, далее:

  • разомкнуть соединение тягового реле;
  • убрать фиксирующую гайку и отсоединить провод от контакта тягового реле;
  • убрать защиту картера, освободив от болтов;
  • фиксацию стартера демонтировать снизу моторного отсека;
  • повторить операцию сверху стартера;
  • вынуть стартер, в обратной последовательности установить новый элемент.

Замок зажигания, замена и проверка исправности

Для оценки исправности замка, необходимо проверить его работу во всех положениях ключа. Для ВАЗ 21093 или для модификации с инжекторным двигателем ВАЗ 21093i, схема электрооборудования подскажет, какие цепи должны работать при различных положениях ключа.

Перед проведением работ, отрицательный провод освобождается от клеммы АБ, далее:

  • убираются держатели нижнего кожуха на рулевой колонке;
  • лицевая пластина замка и кожух снимаются;
  • демонтируется кожух в верхней части колонки;
  • жгут с проводами и контакты замка, размыкаются;
  • реле зажигания открепляется;
  • ключ устанавливается на «0» и снимаются скоба и замок, предварительно освобожденные от крепежных болтов;
  • производится установка новой детали в обратном порядке.

При отсутствии головок у крепежных болтов, держащих замок зажигания на рулевой колонке, аккуратно их высверлить или сбить молотком.

В некоторых случаях хватает смены контактной группы в замке зажигания, для этого:

  • снять замок, как изложено выше;
  • освободить от крепления защиту замка;
  • облицовка снимается при отжатии пластмассовых защелок;
  • снять контактную группу;
  • произвести замену и собрать в обратном порядке.

Проверить работоспособность авто при всех положениях ключа.

Замена свечей зажигания

В любом автомобиле, для его оптимальной эксплуатации рекомендуется пользоваться оригинальными свечами зажигания.

ВАЗ 2109 и его модификации оснащены 4-цилиндровым двигателем, соответственно имеют 4 свечи зажигания.

Последовательность замены:

  • обязательно отключить провод от «минуса» аккумулятора;
  • снять высоковольтные провода со свечей и очистить сами свечи и пространство вокруг от грязи;
  • вывернуть свечи из блока цилиндров;
  • произвести поверхностный осмотр элементов, при повреждении изоляторов или электродов, свечи подлежат замене (осмотр свечей может многое сказать о состоянии двигателя нормально, если они серовато-коричневого цвета);
  • просвет между электродами замерить круглым щупом (для карбюраторного двигателя стандарт составляет 0,7—0,85 мм, для инжекторного двигателя 1,0—1,13 мм);
  • в случае необходимости подрегулировать зазор подгибом бокового электрода;
  • очищенные и подрегулированные свечи установить на место, прикрутив сначала рукой и затянув до нужного усилия ключом.

Замена свечей рекомендуется после пробега более 15 000 км. Следует остерегаться поддельных изделий, это может привести к инцидентам в пути.

Признаки ʺсамопальнойʺ свечи:

  • упаковка отсутствует или ее полиграфия с дефектами контуров;
  • криво установлен цилиндрический электрод или его поверхность имеет изъяны;
  • боковой электрод приварен криво, а его грани перекошены;
  • на изоляторе свечи надпись смазана;
  • слишком низкая цена.

Подготовительные работы

На рынке представлено несколько вариантов систем впрыска, но наилучшим окажется BOSCH M 1.5.4. У него отменное качество, высокая надежность, а главное — низкая цена. В любом случае придется приобрести некоторые детали на вторичном рынке. Основные элементы, которые тоже нужно приобрести:

  • корпус воздушного фильтра;
  • впускной коллектор для инжекторной системы ВАЗ 2109;
  • топливный бак;
  • рампа;
  • генератор от модели ВАЗ 2110 или аналогичный;
  • топливный насос;
  • провода, датчики, исполнительные механизмы.

Перед монтажом нового оборудования необходимо демонтировать генератор, патрубки и шланги охлаждения, термостат, бензобак. Топливный бак перед установкой обязательно промывается и сушится.

Установку модуля зажигания осуществляете в подкапотном пространстве с передней стороны мотора. Придется изготовить кронштейн, который закрепляется на кузове. На блоке ДВС (между вторым и третьим цилиндрами) должен располагаться датчик детонации. Затем проводите замену патрубков, термостата, шкива. Последний должен быть демпфирующим, для его установки придется сливать масло и снимать поддон двигателя.

Схема системы ЭПХХ карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

Карбюраторы Солекс 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеют систему экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ). Она позволяет принудительно отключать подачу топлива через систему холостого хода в определенном диапазоне оборотов, чем обеспечивается некоторая экономичность двигателя. Ниже представлена электрическая схема системы ЭПХХ этих карбюраторов.

Схема системы ЭПХХ карбюраторов Солекс 2108, 2109, 21099

Примечания и дополнения

— В ряде случаев, при возникновении проблем с системой ЭПХХ, электромагнитный клапан карбюратора соединяют отрезком провода с «плюсом», например от плюсовой клеммы АКБ или одного из выводов катушки зажигания. Следует отметить, что в таком случае клапан будет постоянно запитан, его игла втянута, топливный жиклер СХХ открыт на разных режимах работы двигателя. Это приведет к некоторому повышению расхода топлива. Так же постоянно находящийся под напряжением клапан будет разряжать АКБ. Поэтому при возникновении проблем с ЭПХХ лучше либо вообще отключить систему (сломав иглу клапана), либо привести ее в исправное состояние.

Еще статьи по карбюраторам Солекс

— Проверка и ремонт системы ЭПХХ карбюратора Солекс

— Особенности установки электромагнитного клапана на карбюраторы Солекс и Озон

— Регулировочные винты карбюратора Солекс

— Жиклеры карбюратора Солекс

— Регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором Солекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector