Чем отличаются литол и солидол?

Классификация

От особенностей химического состава и способов производства, все литиевые смазки подразделяются на несколько классов:

  • Минеральные. Предназначаются для эксплуатации в диапазоне температур от минус 40 до плюс 150 градусов. Имеют высокие характеристики, обуславливающие широкое применение. По своей стоимости минеральная литиевая смазка значительно дешевле синтетических или силиконовых аналогов. Среди недостатков минеральных составов нужно отметить способность разрушать пластмассовые и резиновые детали;
  • Синтетические. В основе такой смазки лежит не натуральная нефть, а искусственно синтезированные материалы. Составы обладают высокой стоимостью, но в то же время более термостойкие и обладают высокой химической и физической стабильностью. Поэтому минеральные литиевые смазки допускаются для обработки узлов, содержащих пластиковые или резиновые детали;
  • Эфирные. Изготавливаются подобные составы на основе искусственных эфирных масел и предназначаются для обработки механизмов, работающих на высоких скоростях. Максимально допустимый показатель динамической скорости для эфирных смазок составляет 1 300 000 мм⋅об/мин, а в отдельных случаях даже выше. Имеют повышенными влагоотталкивающими и антикоррозийными свойствами, шумопоглощающим эффектом;
  • ПАО-смазки. Создаются на основе синтетического вещества полиальфаолефина. Среди всех литиевых синтетических составов, ПАО смазка имеет самую низкую стоимость. Благодаря этому ПАО-составы нашли широкое применение в промышленности для обработки трущихся деталей различных механизмов. Среди особенностей, которыми обладает эта смазка: низкие to застывания на морозе, стойкость к окислению, антикоррозийные свойства;
  • Комплексная смазка. В составе загустителем нефтяных масел являются такие компоненты, как соли уксусной, адипиновой и прочих кислот. Основные эксплуатационные свойства их такие же, как у других литиевых составов, но отличаются они более высокими предельными температурами работы, которые в отдельных случаях могут достигать +230 градусов.

Среди популярных отечественных литиевых составов можно назвать Циатим-201, 203, Литол-24. Иностранный аналог, весьма распространённый в России, выпускается компанией EFELE. Это смазки MG-211…214, SG-311 и другие.

Характеристики смазки

Литол 24 ГОСТ 21150-87 имеет ряд практичных и удобных свойств для автомобилистов и машиностроителей. Так, например:

  • Смазка имеет широкий спектр действия температур. Использование возможно в различных климатических условиях (от минусовых температур до плюсовых), своих свойств она не теряет.
  • Литол имеет высокие водоотталкивающие характеристики, что позволяет без проблем использовать его при любых погодных условиях, а также как отличную защиту от влаги.
  • Одним из самых главных преимуществ является антикоррозионная стойкость жидкости. С ее помощью защищают многие детали при длительной консервации.
  • Высокая температура каплепадения, более +180 °С.
  • Имеет высокий коэффициент сцепляемости с конструкциями, что позволяет полностью покрывать их.
  • Имеет низкую коллоидную способность, то есть процесс выделения масла.
  • Отсутствие в составе воды является большим плюсом.
  • Такой вид смазки отлично применим в электротехнике, так ка электропроводность его близка к нулю.
  • Высокие показатели механической и химической стабильности, хорошо рекомендуют ГСМ к использованию.
  • Имеет высокую стойкость к воздействию на нее кипящей воды.
  • Высокие уплотнительные свойства.
  • Имеет высокие показатели сопротивления.
  • Плотность материала практически неизменна.
  • Материал благодаря своему составу не загустевает и не темнеет.
  • Удалить смазочный материал достаточно просто, с помощью раствора.

Что касается технических характеристик, то они так же различны:

  • Вязкость колеблется от 680 П.с до 10 П.с в зависимости от температурных условий.
  • Коллоидные выделения до 15%.
  • Смазка должна иметь цвет от желтого до коричневого. Использовать синюю, черную и прочие не рекомендуется, если это не цвета красителей.

Помимо очевидных плюсов есть свои минусы, недостатки:

  • Из-за своей густой консистенции материл притягивает пыль, твердые частицы, что усложняет процесс очистки детали. Или же она быстро грязнится. Использовать ГСм необходимо в закрытых полостях, емкостях с крышками.
  • Имеются свои особые условия хранения. Материал горюч, поэтому необходимо быть осторожным.
  • Производители не предусмотрели такой примеси, которая бы защищала деталь от износа, истирания.

Помимо всего прочего отметим, что Литол стоит сравнительно недорого. Его применение повсеместно у автомобилистов. Сама смазка пришла из оборонной промышленности и удачно заменила солидол, который был хорош, но не имел всех вышеописанных параметров.

Срок годности ГСМ 5 лет от даты производства. Должны быть соблюдены все условия хранения и эксплуатации. Однако, интересно, использовать смазку можно и по истечению срока годности, только в случае ее правильного хранения и ее соответствия всем вышеописанным техническим условиям и свойствам.

Смазка Литол 24: характеристики

Литиевая 24-я смазка, изготовленная по ГОСТу 21150-87, обладает следующими физическими и химическими характеристиками:

Название характеристики Значение
Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Температура каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/см3
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П•с (6500 П)
Вязкость при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П•с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П•с (80 П)
Предел прочности при +20°С 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80°С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5°С, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410 (141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630 (63)
индекс задира (Из), кгс 28
Набухание резины марки 26-44, %
изменение объема ±8
изменение твердости ±8

Дополнительные особенности при использовании смазки ЛИТОЛ 24:

  • Благодаря в составе смазки антиокисляющих веществ, при ее использовании защищены поверхности металлов и самой смазки от окисления и дальнейшей коррозии.
  • Благодаря тому, что при изготовлении не добавляется вода, Литол 24 не оседает и не густеет.
  • Устойчивость к механическим, химическим и коллоидным воздействиям.

Коллоидная устойчивость — это долгое время сохранять свои свойства, то есть из состава ничего не выделяется.

  • Благодаря высокому температурному рабочему режиму, со литол 24 не портится даже, если на нее налить кипящую воду.
  • Еще очень хороший показатель — смазка не изменяет свою плотность, даже при большом нагреве.
  • Благодаря высокой прочности, имеет хорошее сопротивление на обрыв или сдвиг.
  • Хорошие уплотняющие показатели.
  • По классификации NLGI литол 24 относится к третьему классу консистенции.

Самый популярный отечественный рекомендует использовать, именно, смазку ЛИТОЛ 24, так как она подходит по требованиям Фиат-Ваз № 555-88.

Производители могут незначительно изменять пропорции и сами добавки при создании смазывающего вещества, но в стандартном составе обязательно должны быть: масло минеральное; мыло литиевое оксистеариновой кислоты; присадки, защищающие от окисления и присадки, создающие необходимую вязкость.

Безопасно ли использовать ЛИТОЛ 24?

Что касается безопасности, то данная смазка считается малоопасной. Она относится к 4-му классу опасности. Это значит, что в том состоянии, в котором она должна быть, то есть не жидкой, она не причиняет вреда окружающей среде и людям.

Как правильно и безопасно применять Литол 24?

  1. Хоть смазка считается малоопасной, но ее надо использовать с использованием средств индивидуальной защиты (СИЗ).
  2. Смазка способна гореть! Вспыхивает 24й литол при температуре +183 градусов в закрытой таре. В открытой посуде температура вспышки составляет +199 градусов. Температурный диапазон воспламенения от 250 до 364 градусов. То есть, литол нельзя оставлять на печки, в бане рядом с печкой, на электрических нагревателях.
  3. При возгорании смазки Литол 24, как и любого другого твердого, пластичного или жидкого вещества, потушить можно пеной. На огнетушителях есть надпись ПО-1Д, ПО-3А. Также, литол можно потушить водой, так как вода будет на поверхности, она накроет пламя. Но, горящее масло не потушить водой, так как масло поднимется над водой из-за меньшей плотности и будет продолжать гореть.
  4. При постоянном использовании различных горюче-смазочных материалов (ГСМ) помещение должно быть оборудовано вытяжкой притока и оттока воздуха.
  5. Литол 24 не проводит электрический ток.

Состав и свойства

Литол-24 – это вязкая субстанция желтовато-коричневого цвета с выраженным запахом нефтепродуктов. Состав включает такие компоненты, взятые в процентном соотношении:

  1. Остаточное депарафинированное масло – 60.
  2. Смазочное масло – 40.
  3. 12-гидроксистеарат лития – 15.
  4. Дифениламин – 0,5.

Доли содержания компонентов приведены в максимально допустимом значении.

Основными свойствами материала считается широкий диапазон рабочих температур, что позволяет её использовать в регионах с различными климатическими условиями. Кроме этого, смазка устойчива к влажной среде и не смывается при случайном попадании воды.

Советы ПДД: начало движения, маневрирование в стороны

Главные правила такта и безопасности мы усвоили, теперь поговорим про другие нюансы. Например, не только автомобилям вы должны уступать при совершении маневра, но и пешеходам, всадникам, велосипедистам и другим участникам, если вы пересекаете их траекторию, и им разрешается двигаться в этот момент. Например, вы повернули направо, а там пешеходный переход с зеленым сигналом светофора, вам придется подождать, пока люди закончат свое перемещение.

Как уже было сказано, в ПДД начало движения – маневрирование, а значит, все описанное выше тоже касается этой ситуации. Вы должны всем уступить, потому что на невыгодной скорости внедряетесь в поток, что может вызвать неоправданные торможения других водителей, их гневные возгласы и возмущенные сигналы. Такую же реакцию может вызвать перестроение на перекрестке, даже разметка запрещает это делать, это места особой опасности, поэтому там лишние движения нежелательны вдвойне. Исключение – круговое движение, там перестраиваться можно.

Золотое правило «помеха справа» у многих на слуху, но редко кто его помнит во время движения, отсюда много неожиданных аварий. В перестроении или поворотах вы можете участвовать не один, поэтому следите за правым крылом авто и проезжей частью с его стороны, оттуда тоже могут осуществлять маневр, и вы обязаны уступить тому участнику

И в целом, если вы обратите внимание на текст ПДД, то там неоднократно встречаются намеки, что просто так дрейфовать по полосам нельзя, особенно, если они все равномерно заняты транспортом

Как правильно тормозить двигателем на механике?

Для правильного торможения двигателем на механике следует обращать особое внимание на индикатор тахометра и то, как вы выжимаете сцепление. Сочетание этих двух ключевых элементов необходимо для того, чтобы торможение двигателем выполнялось правильно и эффективно

Рассмотрим это на простом примере.

К примеру, вы движетесь по трассе, вдалеке виднеется нужный вам поворот, то чтобы приступить к торможению на механике сделайте следующее:

  1. В первую очередь нужно убрать ногу с газа, чтобы автомобиль начал замедляться. И движемся так до тех пор, пока стрелка тахометра не опустится ниже 2000 оборотов.
  2. Далее переключаемся на низшую передачу, предварительно нажав на педаль сцепления. После включения передачи нужно отпустить сцепление так, чтобы не было рывка.
  3. Таким образом, продолжайте торможение до полной остановки, в конце можно помочь педалью тормоза.

Описанный метод торможения подходит для повседневной езды, но особенно рекомендуется для холмистой местности, где часто приходится подтормаживать, спускаясь с холмов. В таких условиях штатные тормоза нередко перегреваются и могут отказать, поэтому использовать торможение двигателем здесь даже не желательно, а просто необходимо.

Только с ЮР лицами

Тип многоцелевая смазка
Стандарт ГОСТ 21150-87
Диапазон температур,ºС от -40ºС до +120ºС
Производство Россия
Гарантия 60 месяцев*

Описание

Смазка Литол 24 (ГОСТ 21150-87) – это многоцелевая консистентная смазка с хорошими защитными свойствами, разработанная для узлов трения «металл-металл». Отличительная особенность Литола-24 – характер дисперсной фазы и наличие антиокислительных и вязкостных присадок. Смазка пластичная Литол 24 прекрасно подходит для применения в узлах трения промышленного и металлургического оборудования. Благодаря рабочей температуре до +120°С и антифрикционным свойствам, Литол-24 используется при обслуживании подшипников скольжения и качения всех типов, шарниров, зубчатых передач, поверхностей трения гусеничных и колёсных транспортных средств и других индустриальных механизмов. Кроме того Литол 24 может использоваться как смазка общего назначения, так как обладает отличной водостойкостью, высокой прочностью и низким показателем испаряемости масла-основы.

Область применения

Смазка Литол-24 характеризуется высокой коллоидной, химической и механической стабильностью и широким диапазоном рабочих температур. Пластичные смазки, лучше, чем масла, удерживаются в узлах трения и требуют меньше усилий при обслуживании и замене. Поэтому их применение в разнообразных областях промышленности даёт хорошие рабочие показатели и снижает затраты на замену вышедших из строя деталей. Многоцелевые смазки применяются для обработки всех основных узлов трения, поэтому они являются универсальным смазочным материалом для конкретной производственной среды. Литол 24 применяется:

  • В узлах трения любых типов;
  • В подшипниках качения и скольжения;
  • Шарнирах;
  • Зубчатых и иных передачах;
  • Шлицевых валов;
  • Направляющих скольжения;
  • В качестве единой автомобильной смазки (в подшипниках водяного насоса, выключения сцепления, задних и передних колес, вала рулевого управления и др.);
  • Измерительных инструментов;
  • Резьбовых соединений.

Характеристики

Внешний вид и цвет Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Диапазон рабочих температур, ºС от -40ºС до +120ºС
Пенетрация, мм-1 220…250
Температура каплепадения, °С, не ниже 185
Вязкость эффективная при 0°С, Па·с, не более 280
Предел прочности при 80 °С, Па, не менее 200
Предел прочности при 20°С, Па, не менее 500-1000
Нагрузка сваривания (Рс), Н, не менее 1981
Критическая нагрузка (Рк), Н, не менее 617
Индекс задира, (Из), Н, не менее 27
Коллоидная стабильность при нагрузке, %, не более 12
Содержание воды, %, не более отсутствует
Испаряемость при 120°С, 1ч, %, не более 6

металлическое ведро 18 кг.

металлическая бочка 180 кг.

ГОСТ

Настоящий стандарт распространяется на антифрикционные многоцелевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24РК, предназначенные для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от минус 40 до плюс 120 град. С (кратковременно до 130 град. С). Смазки изготовляются загущением смеси минеральных масел литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок.

Безопасность

  • Смазки Литол-24 по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу опасности (малоопасные) по ГОСТ 12.1.007-76.
  • При работе со смазками необходимо применять индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными в установленном порядке.
  • Смазки Литол-24 и Лнтол-24РК горючи; температура вспышки в закрытом тигле 183°С, температура вспышки в открытом тигле 199°С, температура воспламенения выше 250°С, температурные пределы воспламенения: нижний выше 250°С, верхний 364°С.
  • При возникновении пожара применяют распыленную воду и пену на основе ПО-1Д, ПО-ЗА.С. 4 ГОСТ 21150-87
  • Помещения, в которых проводятся работы со смазками, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
  • Оборудование должно быть заземлено от статического электричества

Как правильно и безопасно применять Литол 24?

  1. Хоть смазка считается малоопасной, но ее надо использовать с использованием средств индивидуальной защиты (СИЗ).
  2. Смазка способна гореть! Вспыхивает 24й литол при температуре +183 градусов в закрытой таре. В открытой посуде температура вспышки составляет +199 градусов. Температурный диапазон воспламенения от 250 до 364 градусов. То есть, литол нельзя оставлять на печки, в бане рядом с печкой, на электрических нагревателях.
  3. При возгорании смазки Литол 24, как и любого другого твердого, пластичного или жидкого вещества, потушить можно пеной. На огнетушителях есть надпись ПО-1Д, ПО-3А. Также, литол можно потушить водой, так как вода будет на поверхности, она накроет пламя. Но, горящее масло не потушить водой, так как масло поднимется над водой из-за меньшей плотности и будет продолжать гореть.
  4. При постоянном использовании различных горюче-смазочных материалов (ГСМ) помещение должно быть оборудовано вытяжкой притока и оттока воздуха.
  5. Литол 24 не проводит электрический ток.

В плане безопасности Литол относится к 4 классу. Это означает, что данная смазка безвредна для окружающей среды и человека. Но, тем не менее, при работе с ней нужно придерживаться действующих требований охраны труда на предприятиях. Помещения, в которых ведутся работы со смазкой должно иметь приточную и вытяжную систему вентиляции.

Не следует забывать и о том, что Литол-24 горюч. Его температура вспышки в открытом состоянии составляет +199 °С, в закрытом – +183 °С. В случае возгорания тушение можно производить пенами ПО-3А или ПО-1Д, а также распыляя воду.

Литол-24 широко используется в промышленности, автомобилях и даже быту. В некоторых закрытых подшипниках он закладывается на весь срок службы узла. Смазка наиболее востребована при обслуживании подшипников качения и скольжения всех видов, узлов трения электрических машин и индустриальных механизмов, узлов транспортных средств и техники, зубчатых передачах, шарнирах и т.д.

В автомобилях Литол используют для обслуживания следующих узлов:

  • Осей
  • Валов
  • Подшипников скольжения
  • Петель
  • Тросов управления в оболочке
  • Шлицевых соединений
  • Шарниров подвески и рулевого управления, которые снабжены пресс-масленками
  • Подшипников оси октан-корректора распределителя зажигания
  • Подшипников стартера и генератора
  • Подшипников промежуточной опоры карданного вала
  • Нерегулируемых подшипников полуосей
  • Регулируемых подшипников ступиц и т.д.

Это интересно: Троит в сырую погоду: причины по которым плохо заводится и нестабильно работает или не заводится в сырую погоду

В каких узлах нельзя применять Литол 24

Данную смазывающее вещество нельзя использовать для смазки шарниров равных угловых скоростей в гранатах, в шрусах. В шрусах следует использовать молибденовую смазку, но никак не литиевую. К литиевым смазкам также относится Циатим 201, а вот Циатим 221 относится к кальциевой.

Для консервации литол 24 также нельзя использовать. В этом случае надо использовать его подвид, то есть Литол 24 РК.

Автомобильные детали и узлы, которые надо смазывать литолом 24

  • регулируемые подшипники ступицы колес;
  • нерегулируемые подшипники полуосей;
  • промежуточные подшипники кардана;
  • подшипники в генераторе;
  • подшипники стартера;
  • подшипники оси октан-корректора распределителя зажигания;
  • рулевые шарниры и подвески с пресс-масленками;
  • шлицевые пары;
  • тросики;
  • подшипники скольжения;
  • оси;
  • валики;
  • пыльники;
  • болты и гайки.

В переднеприводных автомобилях смазывают пыльники, их полностью забивают этой смазкой.

В автомобилях с ведущими задними колесами эту смазку используют для смазки крестовины кардана.

Литиевые смазки СССР/России

ЦИАТИМ-201

Основная статья: ЦИАТИМ-201

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки ЦИАТИМ-201:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-201:

  • Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
  • Производится по ГОСТ 6267-74
  • Легко смывается водой

Недостатки

  • Со временем на открытом воздухе она высыхает и теряет свои эксплуатационные свойства.
  • При длительном хранении начинает отделяться масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики.

ЦИАТИМ-202

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки Циатим-202:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-202:

  • Легко смывается водой;
  • Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.

ЦИАТИМ-203

Нефтяное трансформаторное масло, загущённое литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.

Область применения смазки Циатим-203:

Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-203:

  • Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
  • Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям и противоизносным характеристикам.

Литол-24

Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты в количестве 10-15%; содержит антиокислительную и вязкостную присадки. Внешний вид — однородная мазь от светло-жёлтого до коричневого цвета.

Область применения смазки:

Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колёсных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п. Смазка может применяться для консервации.

Основные эксплуатационные характеристики:

  • Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности
  • Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С, при нагревании не упрочняется.
  • Консистенция NLGI 3
  • Нагрузка сваривания на четырёхшариковой машине — посредственная, 1400-1500 н.
  • Производится по ГОСТ 21150-87

Смесь нефтяных масел, загущённая литиевым мылом гидроксистеариновой кислоты; содержит антикоррозионную, защитную, вязкостную и антиокислительную присадки. Водостойкая, антикоррозионная, рабоче-консервационная смазка. Обеспечивает консервацию узлов трения в течение 10 лет. Работоспособна при температуре −40… +120°С. Выпускается по ТУ 38 УССР 201342-80. Область применения аналогична Литол-24.

Действия для продления жизни свечей

Основные свойства Литол 24

Помимо основной задачи: смазки трущихся деталей, может выступать в качестве защиты от коррозии (разве что прочность покрытия невысокая). Кроме того, есть и другие полезные потребительские свойства:

  • материал недорогой, поскольку при изготовлении применяют не самое лучшее сырье (по остаточному принципу);
  • литол 24 Люкс не требователен к условиям применения: характеристики стабильны при любых температурах и окружающей влажности;
  • не смывается водой, вне зависимости от температуры (устойчив даже к кипятку);
  • хорошая адгезия: удалить Литол24 РК можно лишь при механическом воздействии, или с помощью сильных растворителей;
  • Электропроводимость стремится к нулю: смазку можно использовать в электрических разъемах для защиты от попадания влаги.

Впрочем, есть и недостатки:

  • смазка горючая: это предполагает определенные условия хранения и применения;
  • в составе нет присадок, которые повышают износоустойчивость деталей;
  • густая смазка накапливает в себе внешнюю пыль, в том числе абразивную;
  • не держит заданные характеристики при сваривающих нагрузках.

Навигация по записям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector