Какой срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации?

Что чаще всего сокращает срок жизни автомобильного аккумулятора?

  • Испарение электролита. При эксплуатации авто, особенно в летнее время, когда под капотом особенно жарко, происходит испарение воды из электролита. В результате падает уровень электролита, и оголяются пластины аккумулятора. Это очень быстро приводит к их сульфатации;
  • Аккумуляторная батарея постоянно не заряжена. Такая ситуация наблюдается при коротком характере поездок и большом количестве потребителей тока в автомобиле;
  • Низкая плотность электролита. При низкой плотности электролита он может просто замёрзнуть в мороз. Это грозит тем, что пластины в банках будут покороблены. В этом случае АКБ моментально отправляется на свалку;
  • Неисправная электропроводка в автомобиле. Неполадки в бортовой сети автомобиля значительно сокращают срок жизни АКБ автомобиля;
  • Неаккуратная эксплуатация. Использование аккумулятора незакреплённым или плохо закреплённым может привести к ударам, опрокидыванию и т. п. В результате может быть повреждён корпус, клеммы, произойдёт замыкание.

обслуживание автомобильных аккумуляторов

Реальное время работы АКБ

Согласно ГОСТу, срок службы сурьмяной автомобильной батареи — 2 года (при пробеге не более 90 000 км), необслуживаемого аккумулятора — 4 года (пробег не более 100 000 км).

Реальный же срок службы автомобильного аккумулятора зависит от ряда факторов:

  • сезонность эксплуатации;
  • какой пробег совершен автомобилем;
  • наличие встроенной электроники, правильность ее подключения;
  • стабильность функционирования автомобильных регуляторов напряжения, генератора;
  • приоритетный режим температур эксплуатации;
  • качество обслуживания АКБ.

С учетом этих факторов можно правильно продлить срок службы аккумулятора.

Более быстрому сроку выхода из строя подвержены АКБ автомобилей с интенсивной эксплуатацией (такси, специальный транспорт, служебные автомобили и пр). Электроды в них изнашиваются пропорционально пробегу транспортного средства, а также нагрузку добавляет дополнительная электроника.

Сроки жизни батарей на таких авто не превышают 1,5 лет вместо указываемых производителем 4 лет. При правильном уходе за аккумулятором личного авто замену проводят не чаще одного раза в 4 года, а при нормальном вождении — гораздо реже. Продлению эксплуатации агрегата способствует егокачество, в частности, дольше эксплуатируется продукция известных брендов, грамотно подобранная под определенную марку и модель автомобиля.

Как продлить ресурс автомобильного аккумулятора

Вне зависимости от марки, модели и даже типа АКБ, его срок службы можно увеличить, если придерживаться следующих рекомендаций:

  • если вы точно знаете, что батарея разряжена, не эксплуатируйте её, особенно зимой, когда пуск мотора сильно затруднён – вы рискуете полностью посадить источник питания, а глубокого разряда не любит ни один тип аккумуляторов, особенно – кислотно-свинцовые разновидности;
  • не пренебрегайте подзарядкой аккумулятора. Хотя это правило нужно соблюдать в любое время года, особенно актуальным оно является зимой, когда не только мотор, но и аккумулятор вынужден работать в особо тяжёлых условиях. Если вы практикуете длительные поездки (не менее 10 км.), то подзаряжаться батарея должна и во время движения. Но если её ресурс уже порядком исчерпан (ёмкость упала относительно номинальной на 20% и более), то, скорее всего, для восстановления нормального уровня заряда потребуется использование внешнего зарядного устройства;
  • во время пуска всегда выжимайте сцепление – это существенно облегчит стартеру задачу прокручивания коленвала, а значит, и нагрузка на аккумулятор будет относительно небольшой. Учитывая, сколько раз вы осуществляете пуск мотора за день, неделю, месяц и год, нетрудно понять, что таким способом вы можете заметно увеличить ресурс батареи.

Совет предназначен только для авто с механической коробкой. Если вы заводите двигатель, когда машина стоит на уклоне, обязательно затяните стояночный тормоз.

привычка долго крутить стартер – весьма вредная. Многие неопытные водители полагают, что если силовой агрегат сразу не завёлся, то стоить покрутить чуть дольше, и он обязательно заведётся. Практика показывает, что это не всегда так. Но в любом случае прокручивать стартер нужно не более 5 секунд. Мотор не завёлся – выждите секунд 30, и повторите попытку, а так не более четырёх раз. Не помогло – ищите проблему в моторном отсеке;
зимой, когда столбик термометра опускается намного ниже нулевой отметки, страдает, как мы уже отмечали, не только мотор. Аккумулятор тоже нуждается в разогреве, чтобы дать старт «замороженным» химическим реакциям. Для этого перед пуском включите дальний свет фар секунд на 20, максимум 30. На ёмкости это скажется минимально, а при пуске батарее потребуется меньше времени;
регулярно проводите профилактический осмотр АКБ. Оценивайте состояние клеммных узлов, оцените, не болтается ли аккумулятор из-за ослабления креплений, не имеется ли на его корпусе трещин, сколов, потёков и следов. Если мелкие проблемы имеются – не затягивайте с их решением. Например, треснутую клемму лучше заменить незамедлительно, если батарея шатается – тут же затяните крепление. Окислившиеся клеммы нужно почистить, и чтобы предотвратить этот процесс в будущем, смазать их специальным составом. Всё это мелочи, которые могут вылиться в преждевременный выход из строя источника питания;
если АКБ обслуживаемого типа – периодически проверяйте уровень электролита. Он должен покрывать пластины на 15-20 мм., и если его меньше – долейте электролит, после чего желательно измерить его плотность и при необходимости поставить батарею на подзарядку. Помните, что если электроды оголятся, немедленно начнётся процесс сульфатации пластин и их разрушения (осыпания). Долго такой аккумулятор не проходит;

если автомобиль эксплуатируется в северных широтах, продлить срок службы аккумулятора поможет термокейс, но только модель с подогревом – иначе пользы от этого девайса не будет;
следите за суммарным энергопотреблением установленного в автомобиле электрооборудования. Бесконтрольное добавление новых потребителей (а у современного автомобилиста соблазн очень велик!) может привести к тому, что мощности генератора будет не хватать для их питания, и тогда часть электроэнергии будет браться от АКБ

А значит, она будет недозаряжаться, что грозит глубоким разрядом;
важно следить за состоянием стартера. Он тоже не вечный, а если этот узел заедает, работает не в полную силу, то и аккумулятору придётся тратить больше энергии, что, конечно же, снижает его ресурс.

И ещё один важный совет. Если вы планируете поставить машину на длительное хранение (свыше недели), желательно отсоединить клеммы от выводов АКБ. А если авто простояло свыше месяца, не поленитесь подзарядить аккумулятор, особенно в холодное время года.

Хотя рекомендаций немало, они просты и для запоминания, и для исполнения. Если вы будете их придерживаться, то сможете гарантированно продлить срок работы аккумулятора автомобиля как минимум до уровня среднего значения для конкретной модели.

Влияние на срок службы технологий и качества изготовления АКБ.

Прогрессивные технологии, современные материалы и контроль качества на производстве действительно могут значительно увеличить срок службы батарей.

Известные качеством продукции бренды предлагают продукцию, для которой срок службы 5-7 лет вполне реален. Чаще всего, это необслуживаемые аккумуляторы с гарантийным сроком 2-4 года.

В большом количестве на рынке присутствуют батареи, которые служат до 3-х лет. Качество их изготовления уступает лучшим образцам, да и гарантию их производители дают не более чем на 6-2 месяцев.

Различаются они не только технологиями и материалами. Соответствующую разницу модно увидеть и в ценах. Но стремление сэкономить нередко оборачивается большими затратами в дальнейшем.

Кроме качества и технологий на срок службы аккумулятора оказывают влияние множество других факторов:

  • Конструкция и исполнение;
  • Температура;
  • Состояние электрооборудования автомобиля;
  • Режим движения;
  • Фиксация батареи на посадочном месте и др.

Исполнение и конструкция.

Приобретение обсуживаемой АКБ дает автомобилисту возможность точнее контролировать состояние и свободу действий при обслуживании. Пи этом требуется строгое соблюдение правил и регламентов – упущенный владельцем момент для добавления электролита или коррекции его плотности может обернуться полным выходом батареи из строя.

В этом отношении необслуживаемый аккумулятор проще и надежнее, что отражается и на длительности эксплуатации.

Температура.

Отклонения в температурных режимах как в строну низких, так и в сторону высоких температур негативно влияют на состояние АКБ.

При низких температурах снижается емкость батареи, возрастают токовые нагрузки при пуске холодного (с загустевшей смазкой) двигателя. Это приводит к быстрому разряду и неполному заряду от генератора и возрастанию интенсивности сульфатации. Кроме потери подвижности ионов существует риск (при сильных морозах) частичного или полного замерзания электролита и коробления или повреждения пластин.

В летний период, при высоких температурах под капотом процессы кристаллизации сульфатов идут быстрее. Кроме того, при возрастании температуры интенсивнее развивается коррозия. Вместе с тем, заметить негативные моменты становится сложнее – даже при просадке заряда на 50% АБ вполне справляется с пуском силового агрегата.

Состояние электрооборудования.

Для эксплуатации аккумулятора особенно важны:

  • Состояние генератора. При работе в номинальном режиме поддерживается нормальный уровень заряда АБ, требуется периодический (в зависимости от сезона) дозаряд от внешнего ЗУ. При проблемах с генератором возможен глубокий разряд, ускоренная сульфатация и уменьшение срока службы аккумулятора.
  • Работа реле регулятора. Исправное состояние гарантирует отсутствие перезаряда, что позволяет рассчитывать на длительную службу батареи.

Заряд при повышенном напряжении представляет опасность не меньшую, чем глубокий разряд. В процессе происходит активный электролиз воды с выделением водорода и кислорода. В результате снижается уровень электролита (не полностью покрытые пластины усилен корродируют и выходят из строя) и повышается его плотность.

Не менее важно и стояние остального оборудования и проводки. Появление токов утечки, подключение потребителей, работающих в моменты, когда заряд не происходит (например, сигнализаций и магнитол) пвышает вероятность глубокого разряда и сокращения срока жизни АБ

Режим движения.

Эксплуатация автомобиля в городском цикле снижает длительность эксплуатации АКБ. Запуск двигателя для кроткой поездки – самый тяжелый режим. За счет больших пусковых токов батарея разряжается, а за время поездки генератор не успевает восстановить заряд. В перспективе подобные недозаряды приводят к глубокому разряду и ускоренной сульфатации.

Крепление аккумулятора.

Надежная фиксация АБ на посадочном месте убережет от сдвигов при выполнении маневров и снизит вибрационные механические нагрузки. Это исключает возможность внешнего короткого замыкания и существенно снижает вероятность внутреннего.

Фотогалерея

Что негативно влияет на ресурс АКБ

Как вы уже поняли, автомобильный аккумулятор выпускается производителем, который указывает примерный расчётный срок службы батареи.

На практике этот период не так часто совпадает с реальным.

То, как часто нужно будет менять на своём автомобиле очередной аккумулятор, зависит от количества и интенсивности влияния негативных факторов. Именно они приводят к тому, что ресурс АКБ заканчивается раньше предусмотренного изготовителем периода.

К числу таких факторов можно отнести следующие.

Климат. Срок службы будет смещаться в сторону уменьшения, если автомобиль, как и аккумулятор под его капотом, эксплуатируется при экстремальных климатических условиях. Речь идёт не только о низких температурах, когда столбик опускается ниже -10-15 градусов Цельсия. Также негативно на АКБ влияет и сильная жара. Интенсивный нагрев приводит к закипанию электролита, повышается концентрация кислоты, и пластины изнашиваются быстрее. Если температура низкая, тогда плотность электролита падает, начинаются процессы сульфатации.
Механические воздействия. Это вибрации, тряска, резкие удары в корпус АКБ. Из-за всего этого либо происходят явные деформации, либо образуются незначительные микротрещины. Но даже в этом случае начинается процесс повторения коротких замыканий, пластины разрушаются, общий срок службы сокращается в разы.
Электрические проблемы. Самым явным фактором считается ток утечки. Нельзя забывать про ток запуска, короткое замыкание в электроцепи, применение слишком большого числа потребителей, питающихся от АКБ. Если на батарею воздействуют слишком высокие токи запуска, в некоторых случаях даже не исключается разрыв корпуса, взрыв АКБ. Сами понимаете, после такого ни о каком восстановлении речи не идёт.
Место установки. Удивительно, но на ресурс АКБ влияет даже то, где она находится в автомобиле. Если батарея установлена под капотом, что делается чаще всего, она сталкивается с постоянными температурными перепадами. Чем они сильнее, тем быстрее изнашивается аккумулятор. В некоторых случаях ресурс сокращается на 30-50% от расчётного, даже если никаких других проблем в машине нет. Поэтому считается лучше, когда АКБ располагается в багажном отсеке или в салоне. Конструктивно не на всех машинах это можно реализовать.
Генератор. Не так редко генератор работает не совсем корректно и выдаёт слишком высокий ток или напряжение заряда. Нельзя допускать, чтобы это значение превышало отметку в 15 В. Если это произойдёт, тогда АКБ перезарядится, электролит будет выкипать. Обычно такое происходит при неисправном реле-регуляторе напряжения. Либо вышел из строя сам генератор. Прежде чем менять АКБ, обязательно восстановите нормальное питание батареи от генератора. В противном случае новый купленный аккумулятор придётся снова в скором времени менять.
Обслуживание и хранение. Длительное время находиться без подзаряда аккумуляторы не могут. Если напряжение упадёт ниже отметки 8 В, это будет критично. В такой ситуации начинается процесс сульфатации, на пластинах образуется твёрдый белый налёт. Избавиться от него крайне сложно, как и восстановить аккумулятор. АКБ требуют к себе постоянного внимания в виде ухода за клеммами, удаления следов окислов. Желательно использовать диэлектрические смазки. По мере необходимости доливается электролит или просто дистиллированная вода. Обязательно проводятся все регламентные работы по ТО, прописанные производителем.
Клеммы. Если клеммы плохо зафиксированы, это может спровоцировать образование искры. Температура повышается, постепенно, а иногда и резко, неожиданно, аккумулятор разрушается

Важно следить за окислами на клеммах. При их появлении важно понять, почему они образовались, устранить причину, после чего зачистить клеммы и обработать смазкой.

Если следить за состоянием аккумулятора, поддерживать его в состоянии полного заряда, срок службы будет максимально приближен к тому, который обещает производитель.

Есть множество примеров, когда АКБ, рассчитанная на условные 6 лет эксплуатации, без проблем продолжала работать даже через 7-8 лет.

Ещё одним важным условием для обеспечения длительной работы аккумуляторной батареи является её правильный подбор, а также покупка изделий от проверенного, хорошо себя зарекомендовавшего производителя. Будьте внимательными, поскольку на рынке продаётся большое количество подделок АКБ известных брендов.

Новые авто по старым ценам!

Как продлить срок службы АКБ

Если факторов, определяющих длительность эксплуатации аккумулятора, столь много, может ли автовладелец как-то повлиять на них, чтобы продлить срок службы недешёвого изделия?

Может. Приведём несколько наиболее эффективных рекомендаций, позволяющих существенно увеличить срок работы аккумулятора автомобиля:

  1. Если аккумулятор «сел», не пытайтесь его эксплуатировать. Работа батареи на слишком низком уровне заряда грозит его глубокой разрядкой, что вредно для всех типов батарей, а особенно – для кальциевых: достаточно двух таких ситуаций, чтобы АКБ можно было сдавать в утиль.
  2. Периодически выполняйте подзарядку АКБ зарядным устройством: только оно способно восстановить первоначальную ёмкость батареи, генератор лишь поддерживает этот показатель на допустимом уровне. Особенно актуален этот совет в зимнее время, когда батарея вынуждена работать в экстремальных условиях.
  3. При пуске мотора возьмите за привычку выжимать педаль сцепления, отсоединяя двигатель от механической трансмиссии (в авто с автоматической коробкой педаль сцепления отсутствует). Это облегчит задачу батарее по проворачиванию стартера, а чем меньше на неё нагрузка, тем дольше она прослужит. Не игнорируйте этот совет, ибо основная нагрузка для АКБ – это именно запуск силового агрегата. При этом не нужно забывать, что если авто стоит на склоне, то выжим педали сцепления может привести к непроизвольному началу движения машины, поэтому предварительно нужно зажать стояночный тормоз.
  4. Ни в коем случае не крутите стартер долго! Даже если вам кажется, что ещё чуть-чуть, и мотор заведётся. Оптимальное время для одной попытки – не более 5 секунд. Не получилось – дайте аккумулятору отдохнуть и повторите попытку. Если после четвёртого раза мотор не завёлся, лучше поищите причину – возможно, она лежит на поверхности.
  5. В зимнее время эксперты рекомендуют «прогревать» АКБ. Под этим термином подразумевается включение более лёгкой нагрузки. Например, дальнего света фар. Такая процедура поможет стартовать электрохимическим реакциям в охлаждённом электролите. Достаточно 5–8 секунд, и можно приступать к запуску мотора. Поскольку нагрузка на батарею снизится, срок службы, соответственно, увеличится.
  6. Регулярно следите за уровнем электролита. Если батарея обслуживаемая, то он будет испаряться интенсивнее, что потребует доливки дистиллированной воды или электролита, в зависимости от плотности жидкости. Если допустить снижение уровня электролитической жидкости ниже кромки пластин, они, будучи оголёнными, начнут быстро разрушаться.
  7. Не забывайте о проведении профилактического обслуживания вашей аккумуляторной батареи. Хотя бы раз в год необходимо снимать батарею с автомобиля, чтобы провести её визуальный осмотр на предмет появления дефектов в виде трещин, вздутий. После осмотра следует очистить поверхность корпуса от загрязнений. При наличии окислов на клеммах – убрать их с помощью подручных средств (наждачная бумага, содовый раствор, магазинное средство для удаления солей металлов). Окисление клемм – процесс, который свидетельствует о неправильной работе аккумулятора. Поэтому желательно выяснить причину окисления. Возможно, это плохо закрученная пробка, или трещина между клеммным выводом и корпусом, через которую и просачивается электролит. После чистки клемм желательно их смазать для предотвращения коррозии в будущем.
  8. Ревизия дополнительного электрооборудования, установленного в автомобиле. Слишком высокая нагрузка на генератор – частая причина недозаряда АКБ, в результате чего срок службы сокращается вдвое и даже больше. Просуммируйте потребление тока всеми вашими устройствами и сравните с мощностью генератора – если её недостаточно, придётся что-то отключить. Или приобрести более мощную АКБ (максимум на 5–10 А*час), или установить более производительный генератор. Понятно, что проще всего выполнить первое условие.
  9. Неисправный, заедающий стартер требует больше энергии для прокрутки, что негативным образом скажется на живучести аккумуляторной батареи. Если вы заметили такие проблемы, постарайтесь их как можно быстрее устранить.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, вы сможете существенно продлить ресурс аккумулятора независимо от его типа. Но и его нужно учитывать: скажем, гелевые батареи боятся перезарядки, а кальциевые – глубокого разряда. Если вы допустите работу в таких режимах – заявленного срока службы АКБ не видать.

Наконец, последний совет: если возникла необходимость поставить машину на прикол (от месяца и более), обязательно сбросьте с аккумулятора клеммы, а перед пуском зарядите его до полной ёмкости.

Что влияет на срок службы и причины выхода АКБ из строя

Для понимания того, как правильно эксплуатировать аккумуляторную батарею, нужно понять факторы, сокращающие срок его службы.

Глубокий разряд аккумуляторной батареи

Если аккумулятор сильно разрядился и находился некоторое время в таком состоянии, то в нём развивается сульфатация пластин. Сульфат свинца образуется на поверхности пластин и уменьшает площадь их контакта с серной кислотой. В результате сокращается ресурс аккумулятора автомобиля. Но дело не только в этом.

При сильном разряде плотность электролита в аккумуляторе снижается. В состоянии, близком к полной разрядке, электролит в батарее может замёрзнуть при — 5–7 градусах Цельсия. Лёд покоробит свинцовые пластины или приведёт к разрушению корпуса. В этом случае ремонт аккумулятора автомобиля не поможет и такая АКБ уже непригодна для использования.

Сульфатация — настоящий бич кислотных аккумуляторов

Короткое замыкание в АКБ

Короткое замыкание – это моментальный выход из строя для аккумулятора. В случае нового аккумулятора такое может произойти при заводском браке. Для разделения свинцовых пластин в аккумуляторе используются сепараторы, разделяющие ячейки. Если комплектующие будут некачественные или нарушена технология сборки, то АКБ выйдет из строя.

Обмазка осыпается в процессе эксплуатации, и производители реализуют ряд технологических мер для предотвращения этого процесса. Но осыпаться обмазка пластин может в результате вибрационного воздействия (езда по ямам, плохим дорогам и т. п.).

Возможно, вам будет интересна подробная статья про аккумулятор Варта.

Избыточный заряд

Перезаряд может произойти из-за неправильных условий зарядки АКБ. На клеммы подаётся напряжение выше допустимого, что приводит к нагреву и выкипанию воды из электролита. Кроме того, причиной избыточного заряда может стать неисправность в электрической сети автомобиля. В результате на АКБ подаётся повышенное напряжение, и аккумулятор служит значительно меньше

Поэтому важно знать норму заряда аккумулятора автомобиля. Советуем также прочитать о причинах перезаряда аккумулятора

Другие факторы

Кроме того, на срок эксплуатации батареи влияет множество других менее значимых факторов. В частности, наличие в современном автомобиле большого числа потребителей электроэнергии. Это бортовой компьютер, мощные аудиосистемы, телевизоры, кондиционер, стеклоподъемники, системы безопасности и многое другое.

Питая такое количество устройств, аккумулятор быстро и довольно глубоко разряжается, а во время короткой поездки он не успевает зарядиться. Причём многие устройства могут «съедать» питание и на стоянке.

Большое влияние на срок эксплуатации оказывает температурный диапазон, в котором работает аккумулятор. Причём вредна как низкая температура окружающей среды, так и высокая. В мороз у электролита повышается вязкость, что ухудшает прохождение заряда. В жаркую погоду из электролита выкипает вода, что может привести к перезаряду.

Неблагоприятные температурные условия приводят к снижению ёмкости АКБ, ускорению осыпания электродов, увеличению коррозийных процессов. В результате сокращается срок службы аккумуляторной батареи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector