Что такое agm аккумуляторы и как их правильно заряжать
Содержание:
- Особенности АГМ аккумуляторов
- Construction
- Инструкция, как правильно заряжать AGM-аккумулятор
- Гибридные токи
- Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку
- 7 правил зарядки AGM аккумулятора
- Правило №1. Мёрзлый АКБ АГМ — не заряжать
- Правило №2. ЗУ без контроля напряжения — не использовать
- Правило №3. Напряжение заряда повышать нельзя
- Правило №4. Зарядный ток без необходимости завышать не стоит
- Правило №5. AGM на зарядке «не любит» жары и мороза
- Правило №6. Контролируйте температуру аккумулятора
- Правило №7. Заряжайте AGM АКБ до 100%
- Обслуживание батареи после зарядки
- Особенности внутреннего устройства
- Особенности АКБ типа AGM и как ее зарядить в домашних условиях
- Stage #2 Intake Manifold
- Восстановление и обслуживание
- Устройство, применение и принцип работы
- Требования к процессу зарядки и к зарядным устройствам
- Преимущества и недостатки
- Что нужно знать о восстановлении?
Особенности АГМ аккумуляторов
Абсолютно все особенности зарядки AGM АКБ напрямую или косвенно связаны с их устройством. С одной стороны, именно благодаря своей конструкции они способны отдавать сравнительно большие токи и быстро восстанавливаются. С другой стороны, из-за особенностей устройства АГМ аккумуляторы крайне плохо «переживают» повышенное напряжение, низкую или высокую температуру, а также неполноценные заряды.
Устройство AGM аккумуляторов
Ничего сверх инновационного в конструкции нет. Те же пластины из свинца (с добавками). Тот же жидкий электролит из воды и кислоты. Принцип работы — абсолютно такой же, как и у других свинцово-кислотных АКБ. Единственное принципиальное отличие заключается в том, что электролит здесь не наливается в «банки», как это делается по классике. Им пропитаны стекловолоконные маты, которые находятся в плотном контакте со свинцовыми пластинами.
Отсюда и название технологии. AGM — это аббревиатура от слов Absorbent Glass Mat, которые в буквальном переводе означают абсорбционный стекловолоконный мат. Они и пропитаны электролитом. Жидким
Это важно понимать, чтобы не путать AGM технологию с GEL. В рассматриваемых АКБ электролит не гелевый, а жидкий
Собственно, и зарядка гелевых аккумуляторов отличается своими особенностями.
Объём электролита и свинца
По сравнению с классическими наливными свинцово-кислотными аккумуляторами в АГМ электролита значительно меньше. Это возможно как раз благодаря особому устройству и использованию пропитанных матов. Для зарядки AGM аккумуляторов эта особенность играет важнейшую роль. Поскольку электролита меньше, то и его потери в случае «кипения» быстрее могут оказаться критическими.
С другой стороны, благодаря меньшему объёму электролита в аккумулятор без увеличения размеров корпуса можно запихнуть больше свинца. В этом легко убедиться, если сравнить вес AGM АКБ с классикой такого же размера. А чем больше свинца, тем большая ёмкость аккумулятора. Но это не главное. Главное то, что увеличение площади поверхности свинцовых пластин позволяет получить от АКБ большие токи. В обратную сторону это тоже работает. То есть, заряжать AGM аккумуляторы большими токами тоже можно.
Внутреннее сопротивление
Чем большая площадь свинца контактирует с электролитом, тем меньшее внутреннее сопротивление аккумулятора. А у АГМ это является одной из особенностей конструкции. Площадь пластин увеличена благодаря тому, что «экономится» место за счёт уменьшённого объёма электролита. На зарядку AGM аккумуляторов их малое внутреннее сопротивление влияет тем, что они способны почти «безболезненно» принимать большие токи.
Пусковой и зарядный токи
Одним из преимуществ технологии является способность отдавать и принимать большие токи. Благодаря этой особенности зарядить AGM аккумулятор можно гораздо быстрее, чем обычный. Также с него удаётся снимать большие пусковые токи. Это в полной мере используется на автомобилях с системой «старт-стоп». Ещё увеличенный пусковой ток позволяет облегчить эксплуатацию машин с дизельными двигателями. Хотя зимой и бензиновый мотор запустить слабым аккумулятором тоже проблематично.
Склонность замерзать и перегреваться
Эти склонности относятся уже к числу недостатков технологии. Объясняются они тем, что электролита сравнительно немного по объёму. А чем меньший объём жидкости, тем интенсивнее она реагирует на критические температуры. По этой причине во время зарядки AGM аккумуляторы часто перегреваются, особенно, если не соблюдается режим по напряжению. Замерзают батареи тоже быстрее обычных. К тому же, в таком состоянии они абсолютно не принимают заряд.
Стойкость к глубоким разрядам
Эта особенность является преимуществом АГМ технологии. Особенно, если сравнивать её с кальциевой, для которой глубокий разряд — это безвозвратная потеря ёмкости. Соответственно, необходимость заряжать AGM аккумуляторы от стационарного зарядного устройства возникает гораздо реже, чем в случае с упомянутыми кальциевыми. Кстати, пусковой ток почти разряженной АГМ батареи сохраняется на приличном уровне, что позволяет успешно запускать двигатель даже от почти дохлой АКБ.
Эффект памяти
Очередной недостаток технологии — это эффект памяти. Заключается он в следующем. Если AGM батарею регулярно заряжать не до 100%, то она быстрее утратит заявленную на корпусе ёмкость. Некоторые источники даже заявляют, что ёмкость из-за систематического недозаряда падает в разы. Это неправда. Ресурс, конечно, от такой эксплуатации уменьшится. Но не так быстро и критично, как об этом часто говорят. Однако иметь в виду эту особенность AGM будет не лишним.
Construction
Lead Acid Battery
VRLA cells may be made of flat plates similar to a conventional flooded lead–acid battery, or may be made in a spiral roll form to make cylindrical cells.
VRLA batteries have a pressure relief valve which will activate when the battery starts building pressure of hydrogen gas, generally a result of being recharged. Valve activation allows some of the gas or electrolyte to escape, thus decreasing the overall capacity of the battery. Rectangular cells may have valves set to operate as low as 1 or 2 psi; round spiral cells, with metal external containers, can have valves set as high as 40 psi.
The cell covers typically have gas diffusers built into them that allow safe dispersal of any excess hydrogen that may be formed during overcharge. They are not permanently sealed, but are designated to be «maintenance free». They can be oriented in any manner, unlike normal lead–acid batteries, which must be kept upright to avoid acid spills and to keep the plates’ orientation vertical. Cells may be operated with the plates horizontal (pancake style), which may improve cycle life.
At high overcharge currents, electrolysis of water occurs, expelling hydrogen and oxygen gas through the battery’s valves. Care must be taken to prevent short circuits and rapid charging. Constant-voltage charging is the usual, most efficient and fastest charging method for VRLA batteries, although other methods can be used.
VRLA batteries may be continually «float» charged at around 2.18-2.27[circular reference][circular reference] volts per cell at 25 °C, depending on the type and battery manufacturer specifications.
An equalization charge cycle[circular reference], having a higher voltage-low current profile, may be occasionally utilized to partially reverse a battery sulfation condition; some SLA ‘smart’ battery chargers either manually or automatically perform equalization cycles at infrequent times.
Some designs can be fast charged (1 hour) at high rates. Sustained charging at 2.7 V per cell will damage the cells. Constant-current overcharging at high rates (rates faster than restoring the rated capacity in three hours) will exceed the capacity of the cell to recombine hydrogen and oxygen.
Инструкция, как правильно заряжать AGM-аккумулятор
Автовладельцы часто считают, что зарядка АКБ – трудоемкая задача, которую лучше доверить экспертам. Однако аккумулятор для машины заряжать несложно. Нужно просто подобрать подходящее зарядное устройство и придерживаться ряда рекомендаций специалистов.
Существует несколько разновидностей устройств для зарядки автомобильных АКБ:
- автоматические;
- механические.
В устройствах механического типа тому, кто их использует, приходится самостоятельно регулировать напряжение и силу тока. Автоматизированные приборы необходимо подбирать сразу с 2 режимами работы – подзарядка и хранение.
Кроме того, при выборе зарядного устройства нужно учитывать следующие критерии:
- Функция отображения тока зарядки. Современные устройства для подзарядки оборудованы жидкокристаллическими мониторами, на которых отображается вся необходимая информация.
- Тип АКБ. Подбирая прибор для зарядки аккумулятора, нужно учитывать тип энергоисточника. Например, станции для подзарядки жидко-кислотных видов АКБ не подходят для зарядки гелиевых или АГМ-моделей.
- Компенсация температуры. В процессе подзарядки температурные показатели аккумуляторной батареи могут существенно увеличиваться. Этот процесс может усилить и высокая температура в месте, где производится заряд. Если устройство для подзарядки не оснащено функцией компенсации температуры, то это может стать причиной перезаряда АКБ, который отрицательно повлияет на его ресурс. Лучше подбирать модели зарядных приборов со встроенными температурными датчиками.
- Этапы подзарядки. Эту характеристику необходимо учитывать в тех случаях, когда зарядное устройство применяется для обслуживания свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
- Регулируемая быстрота вращения вентилятора. От этой характеристики зависит эффективность охлаждения и срок службы устройства для подзарядки. Функция контроля скорости вращения охлаждающих вентилей дает возможность снизить шум при функционировании прибора или уменьшить его температуру, предотвратив перегрев всего оборудования.
- Диапазон рабочих температур. Классические модели зарядных устройств могут работать при температуре в пределах +5…+45°C. Кроме того, в продаже есть устройства с более обширным диапазоном температур. Такая техника разработана специально для профессионального применения. Если аккумуляторная батарея будет подзаряжаться в неотапливаемом помещении или на свежем воздухе, эту характеристику тоже нужно учитывать при подборе.
Стандартная процедура
Классическая зарядка автомобильного АКБ типа AGM состоит из нескольких этапов:
- Сначала севший АКБ извлекается из автомобиля. При этом необходимо учитывать требования безопасности.
- Место, в котором батарея будет заряжаться, обязательно должно быть защищено от воздействия отрицательных факторов извне (химические вещества, горючие смеси, пламя и т.д.).
- АКБ подключается к прибору для подзарядки, который включается в электросеть.
- Устройство для зарядки автоматически подстраивается под напряжение и силу тока АКБ.
- Затем остается лишь подождать, пока аккумуляторная батарея полностью зарядится. После окончания процедуры заряженное и готовое к эксплуатации устройство устанавливается обратно в машину.
Трехступенчатая зарядка
Составные части AMG аккумулятора.
Эксперты отмечают, что методика трехступенчатой подзарядки аккумулятора является наиболее эффективной. Однако фирмы-изготовители подобных устройств редко о ней упоминают.
Это объясняется рядом трудностей, с которыми связана трехступенчатая зарядка.
Процедура состоит в следующем:
- Сначала AGM-батарея на 10-30% от своей емкости заряжается при напряжении от 14,2 до 14,8 В. Этот цикл является основным и дает возможность компенсировать около 80% от всей емкости.
- После этого производится накопительный цикл. На этой стадии на устройстве для подзарядке выставляется минимальная сила тока в 0,3 В. До 100% заряд АКБ доходит за 3-3,5 часа.
- Третья стадия – плавающая зарядка. В этом режиме напряжение устройства варьируется от 13,2 до 13,8 В.
Двухступенчатая
Принцип этой методики имеет сходство с трехступенчатой подзарядкой. Однако при двухступенчатом способе отсутствует режим плавающего заряда.
Подпитка
Принцип подпитки состоит в том, что на аккумуляторную батарею подается плавающий ток с напряжением от 13,2 до 13,8 В. Производители АКБ не советуют применять подпитку для восстановления полностью севших устройств. В таких ситуациях лучше подходят многоступенчатые зарядки.
Гибридные токи
Взялось это от токов при заряде гелевых аккумуляторов, там действительно нужно менять напряжение в зависимости от наполнения батареи (сейчас на этом не буду заостряться, про это будет отдельная статья), но AGM зачастую нужно заряжать такими же токами, как и обычные АКБ, и напряжение всегда может быть одинаково (про это чуть позже). Но стоит отметить — что у некоторых АГМ батарей, есть еще и режим хранения, а не использования, здесь заряд может отличаться от нормального. Поэтому и берется неразбериха – куда бежать, как заряжать? Не понятно! Не вот мы и подошли к кульминации, давайте же уясним про зарядку.
Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку
Постоянно прибегать к использованию «внешней» подзарядки АКБ нет необходимости. Если генератор машины находится в исправном состоянии, то потери электроэнергии во время пуска и прогрева двигателя будет полностью компенсироваться при работе двигателя на значительных оборотах.
При некоторых вариантах эксплуатации автомобиля будет невозможно обеспечить восстановление аккумулятора AGM таким образом. Например, эксплуатация машины зимой вынуждает водителя пользоваться многочисленными дополнительными устройствами.
На холоде, даже при движении на значительной скорости, полного восстановления батареи не происходит и проходится подключить сетевое ЗУ, чтобы восполнить потери электроэнергии.
Определить момент, когда дальнейшая эксплуатация батареи этого типа без подзарядки невозможна, не составит большого труда. Достаточно наличия любого исправного вольтметра, которым замеряется напряжение на клеммах АКБ при отключённых потребителях. Если это значение менее 12,2 Вольт, то аккумулятор AGM нуждается в обязательной подзарядке с использованием сетевых устройств.
7 правил зарядки AGM аккумулятора
Заряжать AGM аккумуляторы приходится в следующих случаях:
- Вы только что купили АКБ, и нет гарантии, что продавец ухаживал за ней, пока она пылилась на витрине или на складе. Подробнее об этом читайте в статье «Нужно ли заряжать новый аккумулятор».
- Автомобиль используется редко или для кратковременных поездок. В таких случаях АКБ не успевает восстанавливаться от генератора.
- Низкое бортовое напряжение, из-за чего батарея на машине никогда не заряжается полностью.
- Длительная стоянка. Особенно, если машина стояла на морозе.
Также AGM аккумулятор приходится регулярно подзаряжать, когда его ресурс уже на исходе. Если же бортовое напряжение в норме, ездите вы регулярно и много, ночью зимой машина стоит не на улице — АГМ АКБ легко может отслужить весь свой эксплуатационный срок без единой подзарядки от стационарного зарядного устройства.
Правило №1. Мёрзлый АКБ АГМ — не заряжать
Здесь надо понимать, что не всякий AGM аккумулятор следует считать мёрзлым, если он постоял ночь на морозе. Если он до этого был хорошо заряжен, то отрицательные температуры ему не страшны. Если же батарея подсевшая, то плотность электролита у неё невысокая. А это значит, что в электролите почти одна вода, без кислоты. У такого аккумулятора шансы замёрзнуть очень высокие. Тем более, что это AGM, где электролита мало по объёму.
Поэтому, если подсевший AGM аккумулятор побывал на морозе, заряжать его в таком состоянии не стоит. Сначала батарею нужно отогреть. Для этого занесите её в отапливаемое помещение на пару часов.
Правило №2. ЗУ без контроля напряжения — не использовать
Для начала рекомендуется почитать — как выбрать зарядное устройство для аккумулятора. Далее следует усвоить то, что зарядка AGM аккумулятора повышенным напряжением приводит к кипению в нём электролита, а также к непомерному перегреву. Что первое, что второе — крайне пагубно сказывается на ресурсе батареи.
Отсюда следует, что ЗУ для заряда АГМ аккумулятора должно ограничиваться либо автоматически, либо хотя бы вручную. Неконтролируемые зарядки использовать для батарей этого типа неприемлемо.
Правило №3. Напряжение заряда повышать нельзя
Нормальное напряжение зарядки AGM аккумулятора — 14,4 В. Если оно будет выше, батарея на последнем этапе начнёт кипеть, греться, терять электролит, долить который никак нельзя из-за особенности конструкции. Напряжение ниже указанной нормы — тоже плохо. Если зарядное устройство не способно выдавать 14,4 В, то аккумулятор никогда не сможет зарядиться на все 100%, что для AGM технологии нежелательно.
Правило №4. Зарядный ток без необходимости завышать не стоит
Да, ток зарядки AGM может быть выше классических 10% от ёмкости. То есть, АКБ на 70 ампер-часов можно заряжать токами не 7 ампер, а 10-15. Но здесь есть два нюанса. Во-первых, ёмкость бывшей в употреблении батареи всегда меньше, чем указано на корпусе. Естественный износ никто не отменял. Во-вторых, абсолютно любой аккумулятор заряжается тем качественнее, чем меньшими токами это делается. На ресурсе АКБ это тоже отражается положительно.
Правило №5. AGM на зарядке «не любит» жары и мороза
Идеальная температура окружающей среды для зарядки AGM АКБ — 20-25°C. Если температура воздуха ниже, скорость и качество заряда — уменьшится. На морозе заряжать такие аккумуляторы вообще не рекомендуется. Поэтому зимой заниматься этим лучше в отапливаемом помещении.
Жара намного хуже отрицательных температур для AGM аккумуляторов. Это одна из причин, по которой на многих современных автомобилях место для батареи предусматривается подальше от двигателя — в салоне или багажнике. Соответственно, заряжать АКБ от ЗУ при температуре окружающей среды выше 30°C не стоит. Показатели выше 40°C считаются для AGM технологии — критическими.
Правило №6. Контролируйте температуру аккумулятора
Если температура окружающей среды в норме, а AGM аккумулятор в процессе зарядки греется — значит вы что-то делаете неправильно. Возможно, превышено допустимое напряжение заряда. Либо ток заряда гораздо выше, чем может принимать батарея в текущем состоянии (помним о том, что ёмкость со временем снижается, и ток надо подбирать с учётом этого факта).
Правило №7. Заряжайте AGM АКБ до 100%
Если у вас автоматическое зарядное устройство, то оно будет само заряжать аккумулятор до тех пор, пока не зарядит до 100%. Для остальных случаев признаком полностью заряженной батареи может служить не уменьшающийся в течение двух часов зарядный ток. Если на вашем ЗУ нет информативного цифрового амперметра, ток заряда на последнем этапе можно проконтролировать при помощи обычного мультиметра, включённого в соответствующий режим и в разрыв цепи между зарядкой и АКБ.
Обслуживание батареи после зарядки
После зарядки за батареей не требуется какого-либо особенного ухода, но следить за чистотой корпуса и клемм необходимо постоянно. Время от времени можно отсоединять отрицательный провод и замерять напряжение на клеммах при полном отсутствии нагрузки. Такая профилактика позволит вовремя определить недозаряд.
Если машина плохо заводится, а частота вращения коленвала от стартёра заметно снижена, то в такой ситуации также следует проверить напряжение питания и если обнаружится падание этого показателя ниже определённых значений, то следует незамедлительно поставить AGM аккумулятор на подзарядку.
Особенности внутреннего устройства
В обычных кислотных батареях свободное пространство между свинцовыми электродами заполнено жидким электролитом. Принципиальной особенностью устройства аккумуляторов AGM является то, что между пластинами расположены так называемые абсорбирующие маты из специального пористого стекловолокна (Absorbent Glass Mat). Электролит внутри таких батарей находится в «связанном» состоянии. При изготовлении им заполняют поры прокладок, в которых жидкость удерживается в течение всего периода эксплуатации. Стекловолоконные маты, плотно расположенные между свинцовыми электродами, выполняют одновременно две функции:
- губки-сепаратора, удерживающей электролит;
- изолятора, предотвращающего электрическое замыкание пластин.
Так как в процессе работы и зарядки AGM-аккумуляторов происходят электрохимические реакции, которые сопровождаются выделением кислорода и водорода, часть пор оставляют пустыми. Газы заполняют свободное пространство и с течением времени регенерируются обратно в воду и смешиваются с раствором, которым пропитаны маты. Такая внутренняя рекомбинация электролита обеспечивает поддержание его количества и химических свойств практически неизменными в течение всего периода эксплуатации батареи.
Применение такой инновационной технологии позволило значительно улучшить технические характеристики и эксплуатационные показатели аккумуляторных батарей. Среди изделий аналогичного назначения они по праву являются на сегодняшний день самыми лучшими, хотя и самыми дорогостоящими.
Особенности АКБ типа AGM и как ее зарядить в домашних условиях
- Минимальный уровень обслуживания – следить необходимо лишь за чистотой устройства и разностью потенциалов.
- Устойчивость к вибронагрузкам.
- Высокий пусковой ток – значения больше на 50-70% по сравнению с традиционниками.
- Безотказность в морозную пору.
- Увеличенный срок службы.
Нюансы физики процесса
Факт недопустимости хранения изделия АГМ в разряженном состоянии (минимальное напряжение составляет менее 10,5 В) не должен вызывать опасения. Во-первых, тщательно проработано направление, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством, а во-вторых, батарея допускает около 200 циклов глубокого разряда без потери рабочих характеристик. Несмотря на наличие в конструкции пропитанных электролитической жидкостью сепараторов из стеклоткани, химические процессы зарядки/разрядки происходят так же, как в моделях с жидким электролитом. Разница лишь в том, что при расщеплении сернокислого свинца кислород стремится проникнуть через крупные микропоры стекловолоконной ткани к отрицательному электроду, чтобы вступить в химическую реакцию с водородом. В итоге образуется вода.
Замкнутая циркуляция газов позволяет упростить конструкцию – доступ к банкам теперь не нужен. В отношении требований к помещению, в котором производится восстановление заряда, также есть смягчения – серьезная вентиляция не обязательна.
Все же в непроветриваемой комнате подзарядку осуществлять не стоит. Это понятно из дублирующего названия перспективных аккумуляторов – VRLA battery (кислотная батарея с предохранительным клапаном). При высоком давлении внутри коробки, клапан сбрасывает водород и кислород в воздух.
Зарядники
Качественное обслуживание автоаккумулятора невозможно без специального зарядного устройства. Примитивный электроприбор преобразует переменный ток в постоянный, и понижает напряжение до приемлемых величин. Различают трансформаторные и импульсные ЗУ.
- Наличие ручной регулировки по току.
- Оснащенность встроенным регулятором выходного напряжения.
- Предустановленные индикаторы электрических характеристик.
- Возможность активирования функции автоматического отключения.
Stage #2 Intake Manifold
Восстановление и обслуживание
Многих волнует один важный вопрос – как восстановить AGM аккумулятор? Все зависит от того, в каком состоянии находится источник питания и каков его срок эксплуатации.
Дело в том, что если аккумулятор использовать небрежно, с нарушением существующих правил и норм, то даже новое устройство после такой эксплуатации может навсегда выйти из строя. Вот почему существуют определенные риски, когда приобретаешь батарею у предыдущего владельца, так сказать, с рук.
На самом деле нет ничего сложного в восстановлении AGM батареи, так как в основе ее лежит все тот же электролит, хоть и не в жидком состоянии. На сегодняшний день интернет полон различной информации о том, как восстановить «умерший» аккумулятор. Вот несколько самых популярных из них:
- Некоторые автолюбители наполняют внутреннее подсохшее пространство дистиллированной водой через шприц. Суть данного метода заключается в том, что со временем сепараторные пластины должны впитать в себя воду, после чего источник питания можно ставить на подзарядку. Некоторые автовладельцы подтверждают на форумах, что этот метод реально действует.
- Еще один метод реанимации «умершей» батареи заключается в том, чтобы обмануть само заряжающее устройство, к которому подключают вместе с «живым» аккумулятором «мертвый». Если тот источник питания, который нужно реанимировать, со временем начинает потреблять ток, значит его можно восстановить. Через короткий промежуток времени функционирующую батарею нужно отсоединить, а второй аккумулятор продолжить заряжать.
Устройство, применение и принцип работы
AGM аккумулятор – это источник бесперебойного питания, представленный в виде аккумуляторной батареи, которая работает посредством использования твёрдого электролита. В большинстве своём данные аккумуляторы предназначены для автомобилей и техники класса «мото», реже они используются на стационарных электростанциях. Отметим, что такие именитые производители транспортных средств как БМВ и Kawasaki активно используют в конструкции своей продукции именно аккумуляторы AGM.
Батареи конструкции «АГМ» представляют собой устройство, состоящие из следующих элементов:
- пластмассовый корпус, служащий основой для крепления всех составляющих ИБП;
- пластины, формирующие отсеки для электролита внутри АКБ;
- специальные сепараторы из стеклоткани, являющиеся носителями электролита-геля;
- электроды, соединяющие все пластины в единое целое и формирующие напряжение, ток посредством использования электролита;
- мастика, заполняющая всё промежуточное пространство в конструкции батареи;
- клеммы аккумулятора.
По сути, AGM аккумулятор – это промежуточное звено между обычным кислотным ИБП и более инновационной гелевой батареей. Суть работы подобных АКБ заключается в том, что электролит (дистиллированная вода с серной кислотой) находится не в жидком состоянии в обычных сепараторах, а впитан в стеклоткань, которая и делает из него твёрдую субстанцию. Именно последняя соединяет положительный и отрицательный электроды через соответствующие пластинки и формирует стандартную работу АКБ. Данный подход больше схож с гелевыми аккумуляторами, поэтому AGM нередко выделяют в их подвид.
Примечание! Аккумуляторные батареи с подобным устройством являются полностью изолированными и герметичными. Газы, образующиеся в них при функционировании, остаются в тех же отсеках сепараторов и повторно участвуют в процессе производства тока, напряжения.
Стоит отметить, что напряжение у таких ИБП является стандартным и равняется показателю примерно в 12 Вольт. Определить именно такой AGM аккумулятор среди множества других можно через обычную добавку к наименованию – «12V». Наибольшее распространение получили подобные батареи в сфере автомобилестроения (BMW, Hyundai), однако и сфере мото они встречаются не столь редко (Kawasaki, Yamaha, Delta).
Требования к процессу зарядки и к зарядным устройствам
Перед тем как самостоятельно заряжать автомобильный AGM аккумулятор, необходимо знать, что специалисты выделяют три варианта таких процессов. В первом случае используется трёхцикловая стратегия. Основной процесс происходит при напряжении 14,2–14,8 В, а ток настраивается на 10% от номинала ёмкости.
Батарея успевает набрать до 80% своего объёма (ориентировочно 8 часов). Далее во время накопительного периода снижаем вольтаж на 0,3 В, и ждём еще 3–4 часа, чтобы завершилась зарядка текущего AGM аккумулятора. При такой технологии на третьем этапе (при хранении) используем плавающий заряд 13,2–13,8 В.
Для второго варианта с двухступенчатым циклом, который подразумевает основной заряд и хранение, подключаем к клеммам 14,2–14,8 В с током на 10% от объёма. В процессе хранения и последующего обслуживания используется напряжение 13,2–13,8 В.
Третий вариант не предусматривает хранения. Зарядка проводится напряжением 14,2–14,8 В при токе 10–30% от объёма.
Преимущества и недостатки
Плюсов у AGM аккумуляторов много:
- AGM аккумуляторы полностью необслуживаемые, поставил и забыл, правда иногда в лютые морозы возможно придется подзаряжать;
- Поддерживают автомобили с системой Start-Stop;
- Высокая отдача. Из-за близкого расположения пластин их вмещает больше, при равнозначном объеме, что увеличивает емкость аккумулятора;
- Быстрый заряд. В связи с тем, что используется свинец в пластинах, он обладает наименьшим внутренним сопротивлением, улучшающий характеристики прибора, позволяет сократить время заряда;
- Выносливость. Выдерживает больше периодов «заряда и разряда», также имеет высокую устойчивость к глубокому разряду. Потому что «сепараторы» сдерживают пластины, не давая им распадаться;
- Устойчив к низким температурам воздуха и хорошо переносит ее перепады;
- Герметичность, можно использовать в любом положении (на боку);
- «Закрытый» электролит (не дает испарения), дает возможность применять в помещениях, подходит для других источников питания, солнечной и ветровой системы;
- Большой срок службы. Среднее время работы источника энергии может составлять от 5 до 10 лет.
К минусам можно отнести:
- Высокая цена. За эту стоимость можно приобрести 2, если не 3 кислотно кальциевых калькулятора, которые в сумме прослужат все 15 лет;
- Достаточно нелегкий вес;
- Необходимо специальное зарядное устройство.
- Необслуживаемость. С одной стороны это огромный плюс, но если с батарей что-то случится, то самостоятельно ее реанимировать не получится.
Существенные преимущества у AGM явно больше, но все же в первую очередь нужно обратить внимание на свои потребности, если у Вас автомобиль средней ценовой категории без системы start-stop, то правильнее будет взять гибридный или кислотно кальциевый калькулятор
Что нужно знать о восстановлении?
Как восстановить вышедшую из строя батарею?
Процедура восстановления состоит из двух этапов:
- Восстановление объема жидкости в системе.
- Зарядка устройства одним из методов, описанных выше.
Для восстановления потребуется сорвать зафиксированную сверху крышку и демонтировать все клапаны. Как сказано выше, делать это не рекомендуется, чтобы не испортить АКБ, поэтому процедура восстановления должна осуществляться только на тех аккумуляторах, которые не работают. После снятия колпачков в конструкцию заливается дистиллированная вода, которая будет впитываться в фильтрованную бумагу. После залива необходимо подождать около 30 минут, а затем опять проверить объем и если есть необходимость — то долить жидкость.
Цена вопроса
Самые дешевые батареи AGM будут стоить около 4-5 тысяч рублей, но такие устройства обычно не могут похвастаться высоким сроком службы и эффективной работой в мороз. Аккумуляторы средней ценовой категории обойдутся покупателю в 6-10 тысяч рублей. Более дорогие варианты стоят от 10 тысяч и дороже.