Вязкость моторного масла

Содержание:

Небольшой опрос

Что такое вязкость масла по SAE

Обозначение SAE принято расшифровывать, как применимость масла к температуре за бортом, которая присуща конкретному региону. Это утверждение верно, но лишь отчасти, и применимо только к низкотемпературному индексу SAE.

Что означают эти цифры в масле. К примеру, вязкость 5W-40 обозначает всесезонное масло, о чем говорит его сдвоенный индекс и буква W. Большинство представленных на рынке масел относятся именно к всесезонным видам, времена масел с одинарным индексом давно канули в Лету,за исключением масел для различных механизмов, бензопил, культиваторов и т.п.

5W здесь указывает на низкотемпературные качества масла: при какой температуре оно не утратит свою текучесть, обеспечит безопасную прокрутку коленвала и пуск мотора в мороз, и полностью замерзнет, сделав прокачку по каналам невозможной. Отчасти можно ориентироваться на этот индекс, выбирая масло для зимы, но все же нужно смотреть на показатели конкретной выбранной марки, так как они могут сильно варьировать.

Индекс 40 в нашем примере показывает высокотемпературные свойства масла. Большинство водителей принимают его, как температуру воздуха вне двигателя, при которой масло можно использовать летом, но это не верно. Масло в моторе прогревается до 100 градусов, и температура воздуха не влияет на его качества. Этот индекс указывает на высокотемпературную вязкость масла при температуре 100 градусов. Это не менее важный показатель, чем зимний индекс, так как указывает на толщину масляной пленки и способность масла прокачиваться по каналам разной толщины

Каждый двигатель имеет свои особенности, и вязкость масла важно подбирать именно из рекомендованных производителем

Для расшифровки вязкости SAE приняты такие таблицы:

Но, как я уже сказал выше, эти цифры верны лишь отчасти и только в отношении низкотемпературного индекса. Для высокотемпературного вернее рассматривать таблицу кинематической вязкости при 100 градусах, а для низкотемпературной динамической вязкости, их мы рассмотрим далее.

Международные нормативы и характеристики

На сегодняшний день маркировка по SAE включает в себя 5 летних и 6 зимних разновидностей смазки для двигателя. Обозначение W означает, что они рассчитаны на зимние температуры, ведь W — это первая литера слова win­ter (зима). Чем более высоким является число перед буквой, тем большей вязкости будет жидкость. Если же чисел два, и одно стоит перед литерой, а другое после, значит, речь идет о всесезонной продукции.

Именно от этого показателя будет зависеть температурный диапазон, в котором масло обеспечит двигателю запуск без предварительного принудительного подогрева системы. А еще это говорит о том, насколько беспрепятственно оно сможет поступать к отдельным механизмам, и насколько легко оно будет качаться масляным насосом. Вязкость может меняться в сотни и даже тысячи раз при различных температурах. Вот почему сезонную смазку необходимо менять дважды в год. По этой же причине производители постепенно уходят от нее, добиваясь оптимального соотношения своей продукции благодаря введению в состав полимерных присадок.

Еще одна известная система классификации называется «по API», которую внедрил американский институт топлива в 1969 году. Основное подразделение и обозначение смазки у них следующее:

  • литера S означает, что масло создано под бензиновый мотор;
  • литера C по аналогии — для дизельных агрегатов.

Кроме того, эта организация выделила несколько классов масел, в том числе, и для турбированных или многоклапанных моторов. Такая продукция должна обладать повышенной защитой от износа деталей двигателя и их преждевременного окисления. Моторные масла также классифицируются по показателям энергосбережения.

В этой статье мы постарались донести до автолюбителей о том, насколько важным является показатель вязкости моторной смазки, и чем отличаются различные виды такой продукции. Надеемся, что Вам довелось ознакомиться с новой и полезной для себя информацией. Читайте следующие публикации сайта. Пока!

Просмотры:3239

0Нравится

Рейтинг ТОП 5 лучших наборов инструментов для автомобиля

В ТОП-лучших наборов входят:

  • BERGER Мюнхен BG148-1214.
  • JONNESWAY S04H624101S.
  • STELS 14106.
  • Кузьмич НИК-015/82.
  • FORCE 41421R.

Разберем каждый набор по отдельности.

BERGER Мюнхен BG148-1214

Универсальный набор инструментов Berger BG 148 состоит из необходимых изделий для ремонта автомобилей. Комплект поставляется в кейсе с защелками для надежного и долговечного хранения, а также комфортной транспортировки. Инструменты в количестве 148 предметов сделаны из хромованадиевой стали, стойкой к нагрузкам. Рукоятки выполнены из резинопластика.

Количество предметов 148 шт
Материал изготовления сталь
Биты 44 шт
Поперечные насадки 66 шт

Цена: от 13 800 до 16 220 рублей.

  • удобное расположение предметов в кейсе (комфортно брать и класть обратно);
  • имеются дополнительные посадки на биты (5/16;)
  • дополнительные гаечные ключи (с 6 по 22, а также 24, 27, 30, 32 мм).

BERGER Мюнхен BG148-1214

JONNESWAY S04H624101S

Удачная покупка для обычного автомобилиста и высококвалифицированного автослесаря. Данный универсальный комплект поможет в любой непредвиденной ситуации во время путешествия. Он пригодится даже домашнему умельцу для ремонта и сборки мебели, бытовой техники и прочее. Рассматриваемый комплект состоит из 101 предмета и выполнен из хромированной жести. Также присутствуют комбинированные и разрезные ключи, трещотки, воротки, удлинители и другие ручные инструменты с резиновыми рукоятками.

Количество предметов 101 шт
Материал жесть
Биты 20 шт
Торцевые головки 42 шт

Цена: от 13 970 до 14 820 рублей.

  • легкий вес (8.8 кг);
  • отличное качество инструментов (хромированный сплав);
  • большая комплектация (101 предмет).

JONNESWAY S04H624101S

STELS 14106

Набор идеально подходит автолюбителям, домашним мастерам, профессиональным механикам и автослесарям. С помощью данных приспособлений можно легко осуществить ремонт различной бытовой и садовой техники, а также транспортных средств и промышленного оборудования. Набор выполнен из высокотехнологичного прочного металла.

Количество предметов 94 шт
Материал изготовления металл
Биты 16 шт
Поперечные насадки 62 шт

Цена: от 4 600 до 5 168 рублей.

  • высокое качество инструментов (металл);
  • легкость комплекта (6.1 кг);
  • набор шлиц (крестообразный (PH), крестообразный (PZ), прямой (SL), шестигранный (H/HEX), Torx (T/TX)).

STELS 14106

Кузьмич НИК-015/82

Универсальный набор инструмента КУЗЬМИЧ 82 предмета НИК-015/82 популярной комплектации, позволяющей производить обслуживание резьбовых соединений с внешними и внутренними рабочими профилями в широком диапазоне. Данный набор можно считать базовым для организации рабочего места механика. Все инструменты выполнены из крепкой хромованадиевой стали и укомплектованы в удобный пластиковый кейс с металлическими замками.

Количество предметов 82 шт
Материал хромованадиевая

сталь

Биты 15 шт
Насадки 32 шт

Цена: от 2 839 до 3 380 рублей.

  • высокое качество инструментов (хромованадиевая сталь);
  • расширенный комплект аксессуаров (гибкий удлинитель и карданный шарнир для головок);
  • удобное расположение предметов в кейсе (комфортно брать и класть инструмент обратно).
  • маленькая комплектация набора (82 предмета);
  • слабый механизм защелок на кейсе (алюминий).

Кузьмич НИК-015/82

FORCE 41421R

Набор инструментов FORCE 41421R-9 двенадцатигранный состоит из 142 предметов и предназначен для ремонта автомобилей как в профессиональных сервисных центрах, так и в гараже автолюбителя. Инструменты сделаны из качественного сплава и поставляются в удобном пластиковом чемодане.

Количество предметов 142
Материал изготовления хромованадиевая

сталь

Биты 26
Торцевые головки 15

Цена: от 14 750 до 15 660 рублей.

  • отличное качество инструментов (хромованадиевая
  • сталь);
  • дополнительные гаечные ключи (с 6 по 20, а также 22, 24, 27, 30, 32 мм);
  • дополнительные аксессуары (переходники: 3/8″(F)x1/4″(M); 3/8″(F)x1/2″(M); струбцина 250 мм).

FORCE 41421R

Маркировка моторных масел

В России на моторном масле, независимо от того, где оно производится, могут находиться знаки сертификации по стандартам: SAE, ILSAC, ACEA, API.

Это определяет ГОСТ 17479.1-85. Расшифровка маркировки автомобильных моторных масел по указанному ГОСТ ведется следующим образом:

  • Кинематическая вязкость моторного масла. Обозначается цифрой. В зависимости от вязкости масло относится к летнему, зимнему или круглогодичному (всесезонное). Цифры от 6 до 16 (только четные), а также 20 и 24 — это летние показатели масла. Зимник — это цифры от 3 до 6. Если масло может использоваться в оба сезона, через черту указывается летний и зимний класс;
  • Область применения. По данному параметру составы делятся на 6 категорий, которые обозначаются русскими буквами от А до Е;
  • Тип двигателя. Если установлен индекс 1 — это говорит о том, что масло произведено для бензиновых двигателей, если 2 — оно для дизелей. Если индекс не установлен, значит масло универсальное.

Рассмотрим подробное международные стандарты маркировки моторных масел, которые признаны в России.

Расшифровка маркировки SAE

Показатель вязкости масла классифицируется международным стандартом SAE (общество автомобильных инженеров). Данная классификация составляется уже на протяжении более 100 лет, когда впервые у водителей и производителей автомобилей встал вопрос выбора и создания подходящего масла для двигателей.

По стандарту SAE каждое моторное масло имеет определенные свойства при низких и высоких температурах окружающей среды. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, нужно выбирать подходящее по вязкости масло.

Читается маркировка по стандарту SAE просто:

  • Если в маркировке присутствует буква W — это говорит о том, что масло является зимним;
  • Если в маркировке содержится только число — это указывает, что масло является летним. При этом, чем выше число — тем выше вязкость. Вариация числа — от 0 до 50;
  • Если в маркировке присутствует число с W и отдельное число, это говорит о том, что масло всесезонное.

Расшифровка маркировки API

Маркировка API разработана американским институтом нефти. Читать ее нужно следующим образом:

  • Если после указания API имеется приписка EC — это указывает на то, что масло является энергосберегающим;
  • Указанные цифры (римские) после аббревиатуры говорят о степени экономии используемого автомобилем топлива;
  • Если присутствует буква S — она означает, что масло подойдет для бензиновых моторов, тогда как буква C указывает, что масло разработано для дизелей. Если масло универсальное, то указываются обе буквы;
  • Уровень эксплуатационных свойств также обозначается буквой — от A до L. Чем ближе буква к началу алфавита, тем ниже уровень эксплуатационных свойств;
  • Дизельные масла могут быть двукратными и четырехкратными. Им соответствуют цифры 2 или 4 в конце маркировки.

Расшифровка классификации масел ACEA

Это маркировка была разработана в Европе ассоциацией производителей автомобилей. В ее состав входят крупнейшие компании: Volvo, BMW, Ford, Porsche и десятки других.

Классификация ACEA делит масла на 3 категории следующим образом:

  • A/B. Масла, разработанные для бензиновых и дизельных моторов;
  • С. Масла, которые разработаны для дизельных и бензиновых моторов, но при этом являются более экологическими — соответствуют стандарту выхлопных газов по классу Euro-4. Такие моторные масла могут использоваться совместно с катализатором и сажевыми фильтрами;
  • E. Моторные масла для тяжелых грузовых дизельных автомобилей.

Каждая из категорий включает в себя несколько классов, то есть можно встретить категории A1/B1, A3/B3, C1, C2, C3 и так далее. Чем больше цифра после букв, тем лучше эксплуатационные свойства масла. При этом число классов может увеличиваться со временем, если ассоциацией будет принято решение о введении нового класса.

Расшифровка классификации масел ILSAC

Японские и американские производителей автомобилей совместно разработали классификацию ILSAC. Ее используют чаще всего при выпуске расходных жидкостей для японских автомобилей.

Важно: Все масла, выпускаемые с классификацией ILSAC, являются всесезонными, а также относятся к категории энергосберегающих. В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:

В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:

  • GF-1 (устаревший), GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. Чем больше цифра, тем лучше;
  • JASO DX-1 — особый класс для турбированных двигателей, работающих на дизельном топливе.

По вязкости и температуре

Спецификация SAE указывает исключительно на рабочие температуры жидкости. Европейская организация не указывает на основу, полусинтетическая смесь или синтетика – вязкость может быть одинаковой.

Расшифровать маркировку можно на примере стандартного, моторного масла 5W30, предназначенного для круглогодичного применения.

  1. 5 – показатель вязкости, когда возможна прокачка жидкости по напорным магистралям без вреда для насоса, системы смазки.
  2. W – говорит о допустимости эксплуатации формулы зимой.
  3. 30 – упрощенно, это верхняя граница разогрева окружающей среды, когда защитная пленка сохраняет необходимую прочность для защиты нагруженных пар ДВС.

Более удобно просмотреть, как расшифровываются маркировки SAE и что означают существующие коды можно в таблице.

Класс SAE

Минимальная температура применения °С

Предельная температура эксплуатации °С

0W

-40

-10

5W

-35

-10

10W

-30

15W

-25

+10

20W

-20

+15

30

-5

+35

40

+10

+40

0W30

-40

+35

0W40

-40

+40

0W50

-40

+50

5W20

-35

+25

5W30

-35

+35

5W40

-35

+40

5W50

-35

+50

10W30

-30

+35

10W40

-30

+35

10W50

-30

+50

15W30

-25

+35

15W40

-25

+40

При этом учитывается, что фактический порог кристаллизации и полной потери прочности защитной пленки превышает значения прокачки и начала стекания жидкости с поверхностей примерно на 5 градусов Цельсия. К примеру масло 5W40 наилучшим образом покажет себя при перепадах от -30 до +35 °С – эксплуатация на пиковых значениях может вызвать затруднения при холодном пуске или быстрое истощение ресурса во время перегрева.

Для трансмиссионных жидкостей актуальна аналогичная маркировка, но с увеличенными числами. Здесь применяются двузначные обозначения по причине большей густоты формулы.

Класс SAE

Температура (мин) °С

Температура (макс) °С

75W80

-40

+35

75W90

-40

+35

80W85

-35

+35

80W90

-35

+40

85W90

-15

+50

В отечественной продукции принята другая схема определения густоты лубриканта. Здесь применима совершенно иная классификация. Согласно требованиям ГОСТ 17479,1-85 маркировка моторных смазок разбита на несколько частей, указывающих определенную характеристику.

  1. Область применения, зашифрованная в одной букве. М – моторное.
  2. Вязкость, указывается одной цифрой или дробью, в зависимости от температуры эксплуатации. При наличии загустителей в конце добавляется маленькая «з». Определяется при температуре +100 градусов.
  3. Буква из русского алфавита, указывающая на эксплуатационные свойства.

Среди самых распространенных отечественных разработок можно встретить формулы с примерно одинаковыми обозначениями:

  • М10Г2К.
  • М10ДМ.

ГОСТ

SAE

5W

10W

15W

20W

6

20

8

10

30

12

14

40

16

20

50

24

60

3з/8

5W20

4з/6

10W20

4з/8

4з/10

10W30

5з/10

5з/12

5W30

6з/10

20W30

6з/14

20W40

Для индустриальных жидкостей типа ВМГЗ и И-40А, используется своя система обозначения, часто не указанная в маркировке.

Разворот по стрелке

Классификация масла по другим параметрам

Кроме индекса SAE существуют другие индексы, классифицирующие моторные жидкости по классам качества. Например, стандарт API предусматривает две буквы латинского алфавита, первая буква — либо S (для бензинового двигателя), либо С (для дизеля). Вторая буква — это непосредственно сам класс качества. Чем она дальше находится в алфавите, тем позднее разрабатывался этот стандарт, и как следствие, тем выше качество моторной жидкости. Для бензиновых движков высшим классом качества является SM. Для дизельных — Cl-4 plus.

В стандарте ACEA классы качества записываются по-другому: с А1 по А5 для бензиновых моторов и с B1 по B5 для дизельных. Кстати, A5 и B5 по классификации ACEA имеют очень низкую вязкость, поэтому подходят только для определённых типов двигателей, так что будьте аккуратны с их эксплуатацией.

Международный стандарт вязкости масел и виды смазок

Разумеется, маркировка на емкостях со смазочными материалами, не подразумевает наличие формул и единиц измерения из учебника физики. Обозначение упрощенное и формализованное.

Типовые значения степеней вязкости по SAE приняты давно, между всеми производителями смазочных материалов и автомобильными концернами достигнуты соглашения. Стандарт действует на всех континентах, его можно найти на упаковке любого бренда.

Способ определения вязкости нефтепродуктов — видео

Методика определения вязкости постоянно совершенствуется. Сегодня применяется редакция SAE J300, по которой все смазочные материалы (для моторов) подразделяются на 11 групп (классов). При этом, предыдущие редакции имеют обратную совместимость с новыми.

Классификация по сезонам применения:

  1. Для зимней эксплуатации применяется маркировка определения низкотемпературной вязкости W: (SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).
  2. Летние моторные масла обозначаются так: (SАЕ 20, 30, 40, 50, 60).

Поскольку нахождение автомобилей в строго определенных условиях встречается не часто, в основном применяются так называемые всесезонные моторные масла (могут быть минеральными, синтетическими, или полусинтетическими). В зависимости от условий эксплуатации, применяется комбинированная маркировка: SАЕ 0W-30, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и пр.
Примерный перечень зависимости классификации от температуры показан в таблице:
Для нормальной работы двигателя, кинематическая вязкость моторного масла определяется двумя значениями. Первая цифра означает принадлежность к условиям зимней эксплуатации двигателя.

Правильно подобранная смазка должна обеспечить холодный запуск движка при заданной температуре. То есть, те самые показатели скорости течения масла, которые определяются в лабораториях при различных температурах, применяются на практике. Если залить жидкость с неправильным значением по SAE, коленчатый вал может просто не провернуться при вполне нормальной температуре -25°С.

Если же показатель вязкости для летней эксплуатации (вторая цифра) не будет соответствовать температуре окружающей среды, масляное пятно не удержится в зоне контакта движущихся деталей, и мы получим эффект «сухого трения».

Вязкость масла – что это?

Данная жидкость выполняет несколько важных задач, обеспечивающих работоспособность двигателя: удаление продуктов износа, обеспечение оптимального показателя герметичности цилиндров, смазка сопряженных элементов. Учитывая, что температурный диапазон функционирования силовых агрегатов современных транспортных средств достаточно широк, производителям сложно изготовить «идеальный» состав для мотора.

Зато они могут выпускать такие масла, которые помогают добиваться оптимального КПД двигателя, обеспечивая при этом его незначительный эксплуатационный износ. Важнейшим показателем любого моторного масла является класс его вязкости, который обуславливает способность состава сохранять свою текучесть, оставаясь на поверхности узлов силового агрегата. То есть достаточно знать, какой вязкости лить моторное масло в ДВС, и уже не беспокоиться о нормальной его работе.

4 Какое масло лучше для двигателя?

При выборе моторного масла для своего авто необходимо руководствоваться несколькими критериями. Самое главное, не забывайте рекомендации, указанные в сервисной книге машины

Кроме этого, обратите внимание, какой тип двигателя имеет автомобиль, на каком топливе он работает, грузоподъёмность машины и прочие тонкости. Лить масло без учёта таких характеристик рискованное дело

В климатических зонах, где в течение одного сезона температурный диапазон может существенно изменяться, необходимо выбирать моторную смазку очень осторожно. Чем больше индекс вязкости, тем масло плотнее

Кинематическая вязкость смазки значительно изменяется при повышении температуры, а, следовательно, изменяются и эксплуатационные характеристики масла. Масло 5W30 идеально подойдёт для холодного пуска двигателя при температуре воздуха окружающей среды до – 35 °С, а вот масло с повышенной плотностью 20W можно использовать при аналогичном показателе до – 15 °С.

Масло с повышенной плотностью 20W

Ниже приведённая таблица показывает, какой индекс вязкости соответствует заданной температуре окружающей среды.

Для удобства таблица разделена на два подраздела, для зимнего масла и летнего. Расшифровка первых цифр кода вязкости моторной смазки окажется проще, если эта таблица будет у вас всегда под рукой.

Индекс вязкости Диапазон значений температур, при которых масло пригодно к использованию (низкотемпературные масла), °С
0W от – 35 до – 30
5W от – 30 до – 25
10W от – 25 до – 20
15W от – 20 до – 15
20W от – 15 до – 10
Диапазон значений температур, при которых масло пригодно к использованию (высокотемпературные масла), °С
30 от + 20 до + 25
40 от + 35 до + 40
50 от + 45 до + 50
60 от + 50 и выше

Вязкость масла для двигателей – главный показатель, которым нужно руководствоваться при выборе смазки. Индекс этого показателя укажет, для каких моторов подойдёт масло и в каких температурных условиях они могут применяться. Расшифровка кода, указанного на упаковке продукта, с нашей таблицей не составит труда.

Впервые озвучены цены на автомобиль от Xiaomi. Но дебют китайской новинки состоится не скоро

Бережем катализаторы

Начнем с очевидного – совместимости моторного масла с узлами, чья задача самим работать на экологию. Как вы догадались, речь о сажевых фильтрах и каталитических нейтрализаторах. Для каждого из них в рецептуре моторного масла найдется свой враг.

Так, сульфатная зольность масла влияет на загрязнение и возможность регенерации сажевого фильтра DPF.

Фосфор отравляет катализатор дожига угарного газа CO и несгоревших углеводородов CH. Кроме того, фосфор способствует образованию кислот, снижающих щелочность масла. А это влечет коррозионный износ деталей и ухудшение экологических показателей мотора.

Cера нарушает работу нейтрализатора оксидов азота. А еще при сгорании серы образуются оксиды SO2 и SO3. Их попадание в атмосферу вызывает кислотные дожди.

Но не все так страшно. Производители масел научились бороться с этими напастями. Сегодня можно свободно купить масло, содержащее минимум фосфора и серы. Главное – изучить характеристики продукта по документации производителя.

Итак, сера, фосфор и сульфатная зольность. Давайте познакомимся с некоторыми цифрами. Нефтяные компании научились снижать содержание серы в топливе – на то и вводимые повсеместно нормы Euro. Значит, слово за моторным маслом? Именно так. Вот какие нововведения внедрены в практику маслосмесительных заводов в последнее время.

Наверняка все слышали о технологии «low SAPS». Расшифруем этот ребус: «low» – низкий; SA – сульфатная зольность (от sulphate и ash – зола); P – фосфор (phosphorus), S – сера (sulphur). Итак, масло, созданное по данной технологии, характеризуется низкой сульфатной зольностью и малым содержанием серы и фосфора.

Наличие серы в масле теперь зависит лишь от состава присадок и ограничивается величиной 0,25%, максимум 0,3%. Содержание фосфора в масле по новейшим спецификациям не превышает 0,08–0,09%. Что касается сульфатной зольности, то для бензиновых двигателей она снизилась с 1,3–1,5% до величины, не превышающей 0,8%.

Вдумайтесь: снижение не на какие-то жалкие доли процента, а в 1,5–2 раза! Это ставит перед производителями присадок и моторных масел сложнейшие задачи.

Например, содержание зольных присадок надо уменьшать, а уровень моющих свойств и срок службы масла оставить прежними. И даже увеличить, если того требуют производители двигателей.

А ведь с зольностью связан такой важнейший показатель, как щелочность масла – надо же нейтрализовать кислоты. А зольность маслу придают соединения металлов, входящие в состав моющих присадок – детергентов. Значит, нужны беззольные носители щелочности и принципиально новые моющие, противоизносные, антиокислительные и прочие присадки. В частности – заменители дитиофосфатов цинка, активно используемых в масляном деле много лет.

Кстати, о противоизносных присадках. Традиционно они содержали соединения фтора. А ведь фтор – яд для человека. Кроме того, при его сгорании образуются очень токсичные вещества.

Вот и получается, что для решения экологических задач необходимы композиции присадок нового поколения. И такие присадки созданы. Более того – они уверенно работают в составе современных моторных масел.

Вспомним еще одну характеристику моторного масла, тесно связанную с экологией. Это фракционный состав товарного продукта. Здесь нам придется заглянуть во внутренности ДВС.

В камеру сгорания масло попадает двумя путями. Во-первых, через зазор между цилиндром и поршнем. Во-вторых, за счет испарения части легких фракций масла со стенок цилиндра. Специалисты называют это явление «селективным испарением». В результате в камере сгорания оказываются специфические углеводородные соединения, отрицательно влияющие на состав отработавших газов и состояние нейтрализаторов.

Поэтому разработчики моторных масел обязаны ограничить испаряемость своего продукта строго определенными величинами. Например, существует метод испытаний, когда масло выдерживается при 250 °С в течение часа. После «экзекуции» оценивается потеря массы продукта за счет испарения. Так вот: для экологически чистых и совместимых с нейтрализаторами и сажевыми фильтрами масел эти потери не должны превышать 12%.

Вязкость каучука

Каучук представляет собой продукт полимеризации некоторых диеновых углеводородов с сопряженными связями. Он может иметь природное или синтетическое происхождение. В процессе вулканизации каучук, сам по себе непрочный и липкий, трансформируется в упругую эластичную резину. Важнейшими свойствами вещества являются эластичность, электроизоляция, газо- и водонепроницаемость.

Как и большинство полимеров, каучук способен пребывать в одном из следующих состояний: стеклообразном, вязкотекучем и высокоэластичном. При обычных температурных условиях вещество высокоэластично.

Вязкость каучука обусловлена его молекулярной массой и способом его синтеза.

Отзывы владельцев Kia Rio

Толще или тоньше?

Чем выше параметр HTHS, тем толще масляная пленка. Ранее считалось, что чем она толще, тем лучше защита двигателя. Однако в новейших двигателях зазоры между трущимися деталями настолько малы, что гидродинамический принцип смазки уступил место граничному и даже контактному. В зонах трения в качестве противоизносного вещества работают специальные присадки, например, трехядерный органический молибден (MoDTC), ZDPP (цинковая присадка) или моноолеат глицерина.

Традиционно, смазочные материалы для тяжелонагруженных дизельных двигателей имели минимальную вязкость HTHS 3,5 сП. Но в последнее время все больше OEM-масел, работающих в тяжелых условиях, имеют вязкость HTHS ниже 3,2 сП.

Наиболее вредны масла с низким HTHS для изношенных двигателей. Дело в том, что абразивные частицы, которые, как правило, присутствуют в не новом двигателе, могут привести к тому, что тонкая масляная плёнка разрывается и начинается незащищённое трение, которое потом приводит к очень быстрому выходу деталей из строя. Слишком большие зазоры и неоптимальный режим работы топливной системы, работа мотора на малых оборотах и в режиме прогрева, приводят к тому, что топливо попадает в масло, снижая и без того малую вязкость и ухудшая его смазочные свойства.

Диапазон вязкости

Любое масло имеет показатели вязкости при низких и при высоких температурах. Чем выше цифра, стоящая перед W, тем меньше рабочий диапазон на низких температурах. Число после W обозначает высокотемпературную вязкость: чем она больше, тем выше вязкость масла при высоких температурах. Приведем рекомендуемые диапазоны работы смазочных жидкостей с разными показателями вязкости.

  • 5W-30 – от -25 ˚С и до +20 ˚С;
  • 5W-40 – от -25 ˚С и до +35 ˚С;
  • 10W-30 – от -20 ˚С и до +30 ˚С;
  • 10W-40 – от -20 ˚С и до +35 ˚С;
  • 15W-30 – от -15 ˚С и до +35 ˚С;
  • 15W-40 – от -15 ˚С и до +45 ˚С;
  • 20W-40 – от -10 ˚С и до +45 ˚С;
  • 20W-50 – от -10 ˚С до +45 ˚С и более.

Конструкционные особенности и важные черты 1NZ-FXE

Моторчик с алюминиевым блоком цилиндров и алюминиевой головой практически не подлежит ремонту. В приводе ГРМ установлена цепь, по заявлениям производителя, ее хватает на весь ресурс. В приоритете бесшумность, экологическая чистота работы движка, что полностью оправдывает его назначение.

Конструкционные особенности следующие:

  1. Мотор работает по циклу Аткинсона, поэтому он ведет себя совершенно не так, как большинство собратьев.
  2. Разработка применяется исключительно в HSD (Hybrid Synergy Drive), как отдельный мотор эта модель никогда не использовалась.
  3. Из-за запаздывания при закрывании впускного клапана в коллектор возвращается небольшая часть смеси, и это влияет на расход и экологические параметры.
  4. Мощность уменьшена искусственно, все это сделано в угоду экологическим нормам и применению на гибридах.
  5. Кованые шатуны довольно долго работают и не требуют ремонта, алюминиевый впускной коллектор необходим при таком цикле работы.

В остальном конструкция мотора мало чем отличается от 1NZ-FE – одного из массовых двигателей начала 2000-х годов. Кстати, этот мотор получил места в подкапотном пространстве не только японских машин, его устанавливали также на Geely. Мотора FXE это не касается, он использовался на Toyota Aqua (Приус для японского рынка) и Toyota Prius.

Society of Automobile Engineers

Сообществом автомобильных инженеров (SAE) предоставляется классификация моторных масел по их вязкости. Данный параметр очень важен: от того насколько вещество густое, зависит, в какие мелкие зазоры оно способно проникать, какое сопротивление воздействует на трущиеся детали, как результат, насколько повысится или понизится расход топлива. Вязкость масла зависит от температуры: чем она ниже – тем гуще становится вещество. Современные добавки (присадки) позволяют повлиять на этот параметр. И то, как ведут себя составы при разных термических условиях, определяет, при каких температурах их можно применять.

Маркировка SAE включает буквы и цифры, например 5W20 и пр. Расшифровка обозначения может быть проведена самостоятельно, также удобно пользоваться следующей таблицей:

Марка вязкости по SAE Расшифровка – температурный диапазон, °С
0W20 -35… +10-15
0W40 -35… +35
5W20 -25… +10-15
SAE 5W30 -25… +20
5W40 -25… +35
5W50 -25… +45 и выше
10W30 -20… +30
10W-40 -20… +35
10W60 -20… +45
15W-30 -15… +35
15W40 -15… +45
20W-40 -10… +45
20W50 -10… +45 и выше
SAE 30 0… +45

Первые цифры с буквой, например 40 W или 10W, означают температуру, при которой можно прокачивать масло через систему, т. е. это термические условия, при которых оно не слишком густое, чтобы вызвать перегрузку и затруднения в работе. Вторые цифры, например 10 или 40, означают вязкость масла при нагреве, т. е. во время работы.

Марки вязкости по SAE соответствуют ГОСТам:

Соответствие классов вязкости      
Класс вязкости Класс вязкости
SAE ГОСТ SAE ГОСТ
5W 33 5W20 24
10W 43 10W-20 33/8
15W 53 10W-20 43/6
20W 63 10W-20 43/8
20 6 15W-30 43/10
20 8 15W-30 53/10
30 10 15W-40 53/12
30 12 20W-40 53/14
40 14 20W-30 63/10
40 16 20W-40 63/14
50 20 20W-40 63/16

Что будет, если залить неподходящее вещество?

Использование неподходящего по вязкости масла грозит повышенным износом, поломкой двигателя и системы подачи масла. К примеру, если залить состав 10W, когда на улице -40°С, он слишком загустеет, насос не сможет перекачивать его с достаточной для обеспечения нормальной смазки скоростью. Кроме этого, загустевшее масло не будет проникать во все зазоры, из-за чего двигатель начнет быстро истираться. То же произойдет, если залить состав с неподходящей температурой работы. Например, масло 5W20, залитое в жару +40°С станет слишком жидким и не сможет компенсировать трение, может создаться его избыток.

Вязкость натрия

Натрий является пластичным металлом серебристого оттенка. На воздухе он быстро окисляется, тускнеет. Данный металл настолько мягкий, что его можно резать ножом, прессовать, прокатывать. Он легче воды, хорошо проводит тепло, электрический ток. Натрий имеет значительную разницу между температурами кипения и плавления — около 800 градусов: плавится при 98 °С, а кипит при 883 °С. За счет этого вещество представляет собой хороший теплоноситель для атомных реакторов. Оно в целом широко востребовано в промышленности.

Натрий важен для живых организмов, для обменных процессов, функционирования сердечно-сосудистой и нервной систем. Для человека вреден как недостаток, так и избыток этого химического элемента.

Кинематическая вязкость натрия при температуре 98 °С составляет 6,7•10-7 м2/с, при температуре же 927 °С этот показатель уже равен 2,1•10-7 м2/с.

6 Как найти скорость – движение по водоему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector