Как рассчитать расход топлива на 100 км? примеры расчета

Содержание:

Опубликованы новые цены на седан Aurus Senat. Он успел подорожать, еще не выйдя на рынок

Что такое расход топлива

При работе автомобильного двигателя бензин, дизельное топливо или газ расходуются непрерывно.

Выделяемая при горении тепловая энергия уходит в различных направлениях:

  • за счёт низкого КПД двигателя внутреннего сгорания (ДВС) бесполезно уходит в тепло через специально построенную и эффективную систему охлаждения, а также с выхлопными газами;
  • теряется в трансмиссии и колёсах, преобразуюсь в то же тепло;
  • переходит в кинетическую энергию массы автомобиля при разгоне, после чего снова в атмосферу во время торможения или езды накатом;
  • поступает на прочие расходы, например, освещение, обеспечение климата в салоне и так далее.

Поскольку автомобиль задуман как транспортное средство, то самым логичным будет нормировать расход топлива в единицах массы на единицу полезного пробега. Реально вместо массы используется объём и внесистемные единицы, поэтому принято считать в литрах на 100 километров пробега.

Некоторые страны пользуются обратной величиной, например, сколько миль проедет машина на одном галлоне топлива. Принципиальной разницы тут нет, это дань традиции.

Иногда учитывается потребление при работе двигателя на холостых оборотах, например если транспорт эксплуатируется в холодном климате и двигатели не глушат. Или в городских пробках, где автомобили больше стоят, чем едут, но эти показатели не всегда нужны, к тому же они незначительные.

Способ №1. «Полный бак и канистра»

Этот алгоритм расчета расхода топлива встречается на просторах Интернета чаще всего. Это странно, поскольку данный способ нельзя назвать очень точным. Более того, он сравнительно сложный и, к тому же, дорогостоящий. Ведь согласитесь, далеко не каждый автолюбитель, приезжая на АЗС, заливает топливо в бак до отсечки. Однако способ есть, и в рамках данного материала он имеет право быть.

Алгоритм такой:

  1. Берем с собой канистру для топлива и отправляемся на АЗС.
  2. Заправляем полный бак.
  3. Заправляем канистру.
  4. Обнуляем показания суточного пробега.
  5. Едем примерно 100 км в смешанном режиме (как вы ездите в среднем ежедневно).
  6. Записываем показания суточного одометра.
  7. Заправляем из канистры полный бак и по остатку определяем объем потраченного топлива.
  8. По вышеприведенной формуле считаем расход.

Пример. Допустим, начиная с полного бака вы проехали 150 км. Затем залили топливо из 20-литровой канистры в бак «до верху». В канистре осталось 6 литров. Это значит, что на пройденное расстояние ваш автомобиль потратил 20 – 6 = 14 литров топлива. Подставляем полученные цифры в уже известную формулу:

То есть расход на сотню в данном примере составил 9,3 литра.

Факторы, влияющие на расход топлива

На расход топлива влияют много факторов, в том числе и случайные. Основные причины нежелательного повышения расхода следующие:

  • в первую очередь стиль вождения автомобиля и особенности его эксплуатации, современный автомобиль, оснащенный катализатором в выхлопной системе, имеет высокоточную систему дозировки топлива, с обратной связью по составу выхлопных газов.
  • агрессивная манера вождения, высокая скорость и резкие ускорения автомобиля, неверный выбор режима движения (например, движение на не оптимальной передаче);
  • соответственно, неисправности двигателя и его систем могут сделать неэффективной и неточной эту систему дозировки, вызвать неполное сгорание топлива, а также снизить коэффициент полезного действия собственно двигателя. Но надо отметить, что нарушения системы дозирования топлива отслеживаются встроенными в автомобиль средствами диагностики и в случае не соответствия параметров включается сигнал о неисправности (это одно из требований экологического законодательства);
  • повышенное сопротивление движению (неисправности трансмиссии, неверные углы установки колес, низкое давление в шинах, заклинившие тормоза, загруженность автомобиля, сопротивление воздуха);

Залогом наименьших затрат на топливо будут являться исправное техническое состояние автомобиля, выбор оптимального режима движения, опыт водителя.[источник не указан 2584 дня]
Другие немаловажные факторы:

  • аэродинамика
  • передаточные числа трансмиссии (отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей КПП или редуктора)
  • снаряжённая масса

Как узнать средний расход топлива (калькулятор)

Под расходом подразумевается количество горючего, которое сжигает ваш автомобиль, проходя дистанцию в 100 км. Разумеется, даже в пределах одного автомобиля показатель может быть совершенно разным – за городом мы получим одну цифру, на ровном асфальте – совершенно иную. Среднее арифметическое двух, трех, четырех и т.д. расходов топлива и является величиной среднего расхода.

Такая единица измерения является самой надежной. Некоторые считают, что есть смысл измерять расход, как объем сгораемого топлива в час, однако есть нюансы, не позволяющие всерьез рассматривать такой способ. Совершенно неизвестно «что это был за час» и какую дистанцию машина проехала за это время. Это был молниеносный полет по трассе на крейсерских скоростях или медленная обдуманная езда «с перекурами» по бездорожью? Количество сгораемого горючего в единицу времени – удобная система измерений для морского и речного транспорта, для самолетов и вертолетов, однако для наземного легкового или грузового авто – объем сгораемого горючего в час, мягко скажем, ни о чем не говорит.

Существует масса специальных сервисов, которые в режиме онлайн позволяют рассчитать расход топлива. Как правило, в данные калькуляторы следует вносить такие показатели как пройденное расстояние, количество израсходованного горючего и, конечно же, стоимость топлива. В итоге программа выводит на экран средний расход топлива и приблизительную стоимость одного километра. Для расчета предлагаем использовать этот калькулятор:

Калькулятор расхода топлива предоставлен сайтом calcus.ru

Разберемся, как рассчитать расход топлива. Это занятие достаточно интересное и многие проделывают это, дабы узнать насколько правдивыми являются обещания автопроизводителя.

Как же это сделать, чтобы было быстро, недорого и точно? Для начала заливаете полный бак – именно полный, до самого верха. Затем начинаете трогаться в путь по трассе. Проезжаете, например, 20 километров (можно вполне использовать в качестве теста дорогу на работу или домой – используйте время и бензин с пользой). Затем вновь заливаете полный бак, но на этот раз горючее льёте из мерной канистры, чтобы увидеть сколько не хватает для полного бака.

Например, у вас получилось 1,6 литра. Это означает, что именно такой объем бензина потребовался вам для прохождения 20 км. пути. Получаем 1,6 л./ 20 км. Умножим на 5 оба числа и выходит 8 л. / 100 км. Таков и есть ваш расход. Затем проведите этот же эксперимент на загородной трассе. Теперь у вас, к примеру получилось 0,9 л. на 10 км. пробега. Умножьте оба числа на 10 и получите 9 л./100 км. Вычислите среднее арифметическое двух показателей и выйдет 8,5 л./100 км. Это и есть примерный средний расход.

Чем больше тестов вы проведете, тем более точным будет показатель среднего расхода. Расстояние следует мерять по одометру, а не по карте или GPS.

Способы расчета расхода топлива

Расход в литрах на расстояние (обычно берется отрезок в 100 км пути) можно определить двумя способами: нормативным (расчетным) и практическим (по факту). При всем уважении к Минтрансу, разрабатывающему нормы, первый способ – сродни прогнозу погоды: надеяться можно, а верить не следует. Второй же более приближен к реальному. Его точность повышается с ростом количества произведенных замеров при эксплуатации машины в различных дорожных условиях и циклах езды (городском, загородном, смешанном). Справедливости ради приводятся описания обоих способов.

Наличие бортового компьютера позволяет контролировать даже мгновенный расход бензина

Нормативный метод

14 марта 2008 года Минтранс России опубликовал распоряжение № АМ-23-р «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Данное распоряжение устанавливает повышающие коэффициенты в различных условиях эксплуатации и для разного состояния автотранспорта. При расчете берется т.н. базовая норма расхода топлива для определенной марки автомобиля (из нормативных документов того же министерства) и умножается на сумму подходящих коэффициентов. Этот метод используют бухгалтеры предприятий, учитывая при этом еще различные поправочные данные.

При выполнении вычислений «для себя» за базовую норму можно взять номинальный расход из паспорта автомобиля и применить следующие поправки, которые учитывают:

  1. Зимние условия эксплуатации. Центр +0,07, Юг +0,05, Урал +0,1-0,12, Север (включая Сибирь) +0,15, районы Крайнего Севера +0,2.
  2. Летние условия эксплуатации (при наличии кондиционера) +0,07.
  3. Густонаселенность. В городах с числом населения 0,1-0,25 млн +0,1, 0,25-1,0 млн +0,15, 1,0 -3,0 млн +0,2, более 3,0 млн +0,25.
  4. Возраст и пробег автомобиля. Более 100 тыс. км (либо 5 лет) +0,05, от 150 тыс. км (8 лет) +0,1.

Например, для исходных условий: расход по паспорту — 10 литров, зима, регион – Центральный, город с населением 1,5 млн человек, пробег 120 тыс. км, получаем следующий результат:

Q = 10,0 х (1 + 0, 07 + 0,2 + 0,05) = 13,2 л / 100 км.

Таким образом, нормативный расход бензина на 100 км с учетом эксплуатационных условий и состояния автомобиля должен составлять 13,2 литра (справедливо также для дизтоплива и газа). Для более точного расчета можно использовать большее количество поправочных коэффициентов.

Практический метод

Для проведения замера расхода топлива на 100 км по расстоянию необходимо выполнить ряд действий:

  • заправить полный бак и засечь километраж по показаниям одометра;
  • проехать энное количество километров в своем обычном режиме;
  • долить бензин до полного бака и посмотреть новое показание одометра. Рекомендуется вторую заправку делать на той же АЗС, причем на «своей» колонке, т.к. две рядом стоящие колонки могут наливать по-разному;
  • объем второй доливки топлива (согласно квитанции) разделить на разницу показаний одометра и умножить на 100 – это и будет искомый расход.

Если разделить наоборот (километры на литры), то узнаем сколько километров можно проехать на одном литре бензина. Умножив это значение на объем бака, получаем расстояние в км, которое можно проехать на одном баке без дозаправки. Такая информация будет полезной при планировании дальней поездки.

Постоянный контроль расхода топлива позволяет заправляться всегда на любимой АЗС

Есть еще старый, но очень точный способ измерения расхода: положите в багажник одну-две канистры с хорошо известным и точно отмеренным количеством бензина (лучше 20-ти литровых, чтобы реже останавливаться) и леечку. Ездите как обычно пока полностью не кончится бензин. Когда двигатель начнет «чихать» — остановитесь. Теперь нужно снять показания одометра. Заливаете канистру-две бензина и вперед – до следующей остановки. Кончилось топливо – засекли километраж, заправили. Таких циклов может быть бессчетное множество, которое определяется только вашим терпением. Но чем дольше вы «продержитесь», тем результат замера будет точнее. Потом выполняется простейший расчет по тем же общепринятым формулам.

Этот способ самый точный, но таит в себе «подводные камни»:

  • приводит к преждевременному износу (а иногда —  к поломке) топливного насоса;
  • если бензина в системе не осталось, то придется ее «прокачать»;
  • доливка из канистры в зимних условиях — занятие малоприятное.

Состояние дороги сильно влияет на расход топлива

Возьмите себе за правило производить контроль расхода хотя бы два раза в год и непредвиденные ситуации в дороге из-за нехватки горючего будут исключены. Кроме того, появившийся перерасход – это не только вопрос экономии, но и зачастую сигнал, что у автомобиля появились какие-то проблемы. А это уже предмет вашей безопасности.

https://youtube.com/watch?v=9-sCkhkgNcw

Калькулятор расхода топлива

Как будем анализировать?

У нас есть база по расходу более 50 тысяч модификаций автомобилей, выпускавшихся в последние десятилетия. С помощью инструментов анализа больших данных на языке Python мы получили картинку, как зависит расход от мощности.

Какие автомобили попали в выборку

  • Модели, выпускавшиеся не ранее 2004 года (относительно свежие)
  • Мощность двигателя от 100 до 400 л.с. (отсеяли микролитражки и суперкары)
  • Данные по расходу брали в смешанном цикле

Зависимость очевидная — если хочешь больше мощности, то смирись с большим расходом.

Из графика видно, что при одинаковой мощности расход у дизельного двигателя всегда меньше, чем у бензинового. Например, при мощности 150 лошадиных сил дизель может кушать около 4 литров, а большинство бензиновых моторов — от 7.

Как посчитать расход топлива и стоимость поездки

Самый простой способ рассчитать, сколько топлива автомобиль тратит на 100 км пути, требует от водителя заполнить полностью бензобак, а затем проехать небольшую дистанцию и посмотреть на результат. После этого расчет проводится по простейшей формуле Рт = Л/Км х 100, которая расшифровывается как:

Этот вариант прост, но эффективен: он позволяет получить актуальные данные о скорости потребления солярки. К сожалению, это несколько ограничивает точность метода, поскольку никакие дополнительные параметры не учитываются.

Вы также можете подсчитать потребление топлива, используя нормативную формулу Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где Qн – нормативный расход в литрах; Hs – базовый расход в литрах на 100 км, заявленный производителем; S – текущий пробег, а D – уточняющий коэффициент (может как уменьшать, так и увеличивать результат).

Коэффициент подбирается по следующим правилам:

  • Кондиционер или система климат-контроля – плюс 7%;
  • Эксплуатация в городской черте (от 250 тыс. жителей) – плюс 15%;
  • После 100 тыс. км пробега и 5 лет эксплуатации – плюс 5%;
  • Проверьте нормативы для региона. В зависимости от климата может добавляться до 20%.

Чтобы как можно точнее посчитать расход топлива, калькулятор подойдет намного лучше. Зная количество пройденных километров и литраж израсходованного бензина, можно получить точные показатели расхода, не прибегая к самостоятельным расчетам.

Полученные данные можно использовать в нескольких целях:

  • Планирование расходов. Если обычно вы используете автомобиль только для внутригородских поездок, то имеет смысл рассчитать расход бензина перед тем, как отправиться в длительное путешествие. Используя калькулятор топлива онлайн, вы сможете получить даже более точные данные, включающие стоимость литра бензина.
  • Предотвращение неприятных ситуаций. Опытный автомобилист нередко оказывается в ситуации, когда нужно срочно куда-то доехать и не хочется тратить время на заправку. Зная расход бензина на 100 км, вы сможете прикинуть, сможете ли дотянуть до ближайшего заправочного пункта на оставшихся в бензобаке литрах.
  • Диагностика. Проверка скорости траты топлива должна проводиться по меньшей мере раз в полгода. Полученные данные следует сравнивать с базовыми показателями, заявленными производителем. Сильная разница в полученных данных может свидетельствовать о наличии неисправностей.

Базовые показатели — это норма, которой машина соответствует после того, как сходит с конвейера. Чтобы узнать нормативы потребления топлива для своей модели автомобиля, ознакомьтесь с таблицей.

Меню

  • КАЛЬКУЛЯТОР ОНЛАЙН
  • ПОЛЕЗНЫЕ КАЛЬКУЛЯТОРЫ
  • КОНВЕРТЕРЫ ВЕЛИЧИН
  • ИНТЕРЕСНОЕ

Выбор экономичного автомобиля

Самыми экономичными на сегодняшний день являются автомобили с электрическим двигателем. Они работают на аккумуляторах, для зарядки которых требуется электричество. Такая зарядка значительно дешевле бензина.

За ними следуют гибридные авто. В них бензиновый мотор сочетается с электрическим. Экономия в таком варианте существенная в сравнении с полностью бензиновыми или дизельными.

Ни первые, ни вторые в России не распространены, поэтому вам, вероятно, придется выбирать себе классический вариант. Наиболее экономичные среди них — с наименьшей массой и наименьшим объемом двигателя. Производители обычно указывают средний расход моделей в характеристиках. Но надежнее полагаться на отзывы реальных владельцев.

Источник

Зачем использовать нормы расхода топлива

Постановления Минтранса не содержат пунктов, требующих обязательного использования документа при организации работы автотранспортных предприятий. Основанием для такого утверждения является письмо 03-03-06/2/12, опубликованное Министерством Финансов РФ в январе 2013 г. В документе указывается, что компания-владелец транспортного средства самостоятельно определяет методики расчета расхода топлива. Статья 25 Налогового кодекса также не содержит требований по нормированию расхода бензина и дизельного топлива.

Но существующие нормативы позволяют снизить затраты предприятия на содержание автопарка, поскольку заложенные в документах цифры получены на основе заводских показателей и лабораторных тестов. В документации учитываются сезонные колебания расхода топлива, работа дополнительного оборудования (например, кондиционера) и движение в сложных условиях (например, в плотном городском трафике). Полученная цифра не исключает риска хищения горючего (поскольку норма рассчитана с запасом), но объем кражи не превышает 15% от заправленного в бак топлива.

Как рассчитать нормы расхода ГСМ

Для расчета потребности в топливе для легковых машин используется уравнение вида А = 0,01*H*S*(1+0,01*D), где:

  • А — расчетный расход бензина или солярки;
  • H — базовый параметр, который берется из таблиц;
  • S — учитываемый пробег автомобиля (например, за сутки или рабочую неделю);
  • D — корректирующий коэффициент, учитывающий режим эксплуатации (например, размеры города или наличие в машине климатической установки с кондиционером).

Постановление Правительства содержит образец бланка, согласно которому утверждаются нормативы списания топлива в рамках предприятия. В документе указываются тип, марка и государственный номерной знак автомобиля, а также параметры расхода бензина или дизельного топлива в зимний и летний периоды. В приказе назначаются ответственные лица, которые контролируют соблюдение нормативов и обеспечивают ведение учетной документации. После подписания нормативного акта руководителем организации производится ознакомление с документом ответственных лиц.

Если в эксплуатации находится автобус, то применяется формула вида А = 0,01*H*S*(1+0,01*D)+G*T, где дополнительно введены индексы:

  • G — норматив затрат топлива на работу установленных автономных отопителей (измеряется в л/час);
  • T — среднее время функционирования автобуса с включенными нагревательными блоками.

При использовании тягача, работающего в сцепке с прицепом или полуприцепом, применяется уравнение вида А = 0,01*(M*S+K*L)*(1+0,01*D), где дополнительно введены коэффициенты:

  • M — усредненное значение затрат солярки или бензина при движении порожнего автопоезда;
  • S — суммарный пробег автопоезда за рейс;
  • K — нормативный параметр, определяющий объем сожженного горючего в транспортном режиме (измеряется в литрах на 100 тонно-километров);
  • L — объем выполненной транспортной работы, который определяется как произведение массы нагрузки на пройденную дистанцию с грузом).

При расчете экономичности самосвала на грузовом шасси (одиночки или сцепки), применяют формулу вида А = 0,01*H1*S*(1+0,01*D)+Q*W, где:

  1. Под индексом H1 подразумевается уравнение Р1+Р2*(U+0,5В). В данной формуле учитывается транспортный норматив Р1 затрат ГСМ (с половинной загрузкой). Если коэффициент частичного заполнения не учитывается, то он входит в параметр Р2 (индекс дополнительно включает работу с прицепом). Дополнительно учитывается вес прицепного оборудования В с половинной загрузкой.
  2. Прибавка Q*W подразумевает дополнительные затраты Q на горюче-смазочные материалы (учитываются за каждый рейс), умноженные на количество выполненных за рабочий день или смену рейсов W. Дополнительным критерием является тип топлива (жидкое или газообразное).

Пример определения затрат

Пример расчета для автомобиля ГАЗ-31105, оснащенного бензиновым мотором ЗМЗ-406 с нормативным расходом горючего 11,5 л на 100 км пути. Водитель заявил 50 км пробега в городе с количеством жителей 400 тыс. человек. Машина прошла еще 100 км в мелких населенных пунктах (число жителей до 100 тыс. человек), а также 250 км автомобиль проехал по загородным трассам. Эксплуатация производилась в зимнее время, что дополнительно повлияет на экономичность двигателя.

Последовательность расчета:

  1. Затраты горючего в крупном городе составят А1 = 0,01*11,5*50*(1+0,01*(15+10)) = 7,19 л. В уравнении учитываются увеличивающие коэффициенты из-за пробок в городе и снижения температуры окружающей среды.
  2. Расход бензина в мелких городах составит А2 = 0,01*11,5*100*(1+0,01*(5+10)) = 13,23 л.
  3. На шоссе было сожжено А3 = 0,01*11,5*250*(1+0,01*(10-7)) = 29,61 л. В уравнении учитывается снижение затрат горючего на 7% от нормативного параметра из-за равномерного режима движения на загородных трассах.
  4. Суммарный расход за отчетный период составляет А = А1+А2+А3 = 7,19+13,23+29,61 = 50,03 л.

Методика позволяет вывести среднюю норму затрат горючего для автомобиля (или нескольких машин одной модели с одинаковым силовым агрегатом), используемого на постоянных маршрутах или при стандартных условиях эксплуатации. В этом случае расчет упрощается, поскольку не требуется разбивать поездку на интервалы и вводить поправочные коэффициенты. Необходимо только учитывать температуру окружающей среды, выведя нормативы для летнего и зимнего времени.

Когда нормативы повышаются

Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.

Основания для повышения норм расхода топлива:

  • работа в зимний период — 5-20%;
  • эксплуатация в горной местности — 5-20%;
  • дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
  • передвижение в городских зонах — 5-35%;
  • необходимость частых технологических остановок — 10%;
  • необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
  • для обкатки нового авто — до 10%;
  • по длительности эксплуатации — 5-10%.

Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).

Почему данные отличаются?

Почему реальный расход бензина на 100 км не сходится с тем, что написано в документах? Потому что инженерами высчитано, сколько нужно топлива при езде в идеальных условиях, какие невозможно создать в реальной жизни.

На прожорливость авто влияет не только пройденное расстояние, но и манера вождения, погодные условия, состояние шин и дорожного полотна, использование электроприборов, загруженность автомобиля и многое другое. Эти факторы составляют целых 40% от общего потребления!

То есть один и тот же автомобиль может расходовать разное количество бензина на 100 км, в зависимости от обстоятельств.

Возможные погрешности

Обратите внимание, что из-за вынужденных частых остановок расход бензина в городе примерно на 15 % выше, чем на загородных трассах. Производители, указывая средний объём потребляемого топлива для конкретной модели, часто обозначают смешанный цикл, то есть среднее значение между городским и загородным

Если вы предполагаете использовать авто только в городе, траты на бензин в любом случае окажутся выше заявленных.

Увеличивать потребление бензина могут следующие факторы:

  • включённый кондиционер или климатическая система (7 — 15 %, в зависимости от мощности);
  • включённые фары (до 5 %);
  • открытые окна при скорости более 50 км/ч (на 4 %);
  • тяжёлый груз или большое число пассажиров (при нагрузке выше рекомендованной производителем до 10 — 20 %);
  • езда на непрогретом двигателе (до 12 %);
  • низкое давление в шинах или несоразмерно широкие диски (до 4 %);
  • резкое ускорение и торможение;
  • езда на скорости выше 90 км/ч;
  • частые остановки из-за пробок или светофоров;
  • сильный встречный ветер, а также снег и лужи, создающие сопротивление движению;
  • пробуксовка при попытке заехать на возвышенность.

Увеличивать расход топлива могут неполадки в автомобиле:

  • сбои в работе двигателя, в том числе контролирующей его электронике;
  • неисправности в кондиционере;
  • засор в инжекторах (поскольку жидкость перестаёт поступать в цилиндры, топливо выгорает вхолостую);
  • проблемы с адсорбером;
  • засор в воздушном фильтре (жидкость формируется некорректно);
  • ошибки в работе термостата: он может настраивать расход с расчётом на прогрев даже летом;
  • излишне вязкое масло.

Учтите также, что авто старше 5 лет или с пробегом более 100 тысяч километров обычно потребляют на 5 % больше бензина. Наконец, расход топлива растёт, если оно само низкого качества или не подходит для данной марки.

Интерьер

У разных типов двигателей

Бензиновый двигатель способен преобразовывать лишь около 20—30 % энергии топлива в полезную работу (КПД = 20—30 %) и, соответственно, имеет высокий удельный расход топлива. Дизельный двигатель обычно имеет КПД 30—40 %, дизели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением — свыше 50 %. Например, дизель MAN B&W S80ME-C7 при КПД 54,4 % тратит всего 155 г топлива на полезную работу в 1 кВт·ч (114 г/(л.с.·ч)) .

Дизельные двигатели

  • Беларус-1221 — на тракторе установлен шестицилиндровый рядный дизельный двигатель с турбонаддувом. Удельный расход топлива при номинальной мощности — 166 г/(л.с.·ч);
  • К-744 (трактор) — удельный расход топлива при номинальной мощности — 174 г/(л.с.·ч);
  • Wärtsilä-Sulzer RTA96-C (Вяртсиля-Зульцер Серия двухтактныхтурбокомпрессорныхдизельных двигателей) — 171 г/(кВт·ч) (126 г/(л.с.·ч) (3,80 л/с))

Газотурбинные двигатели

  • газотурбинный агрегат МЗ с реверсивным редуктором (36 000 л.с., 0,260 кг/(л.с.·ч), ресурс 5000 ч) для больших противолодочных кораблей;
  • двигатели второго поколения М60, М62, М8К, М8Е с повышенной экономичностью (0,200—0,240 кг/(л.с.·ч)) .

Авиационные двигатели

  • АШ-82 — удельный расход топлива 0,381 кг/(л.с.·ч) в крейсерском режиме;
  • АМ-35А — удельный расход топлива 0,285—0,315 кг/(л.с.·ч);
  • М-105 — удельный расход топлива 0,270—0,288 кг/(л.с.·ч);
  • АЧ-30 — дизельный авиационный двигатель, удельный расход топлива составляет 0,150—0,170 кг/(л.с.·ч).

Нормирование расхода топлива

Транспортные организации и компании устанавливают предельно-допустимый уровень потребления топлива при эксплуатации транспортных средств. При этом различают базовый уровень расхода и расчётно-нормативный уровень расхода. Базовый уровень расхода топлива определяется для транспортного средства по стандартной методике и устанавливает норму расходования при обычных условиях использования. Расчётно-нормативный уровень расхода учитывает конкретные условия эксплуатации транспортного средства, а также другие факторы, в частности, ремонт.
При этом, в состав норм не включаются расходы топлива на гаражные, технические и другие хозяйственные нужды, которые устанавливаются отдельно.

Распространены следующие виды норм:

  • норма расхода на 100 км пробега;
  • норма расхода на 100 тонно-километров (учитывает дополнительный расход топлива, при перевозке груза);
  • норма расхода в зависимости от категории транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой, автобус и т. д.);
  • норма расхода в зависимости от вида двигателя (бензиновый, дизельный, газ).

Для корректного учёта всевозможных факторов эксплуатации вводят поправочные коэффициенты.

Нормы расхода топлива повышаются:

  • при работе в зимнее время в южных и северных районах страны, а также в районах Крайнего Севера;
  • при работе в горных местностях, в зависимости от высоты над уровнем моря;
  • при работе на автодорогах со сложным планом (не менее 501 поворота на 100 км пути);
  • при работе в городах, в зависимости от количества населения;
  • при перевозке крупногабаритных, опасных и т. п. грузов;
  • при работе на новых автомобилях или на автомобилях после капитального ремонта;
  • при работе в тяжелых дорожных условиях (снег, наводнения, распутица и т. п.);
  • при учебной езде;
  • при использовании кондиционера в салоне;
  • другие условия.

Быстрые способы рассчитать расход топлива

Несмотря на только что сказанное, быстрые методы расчёта расхода топлива автомобиля бывают, всё же, необходимы

Во-первых, не у всех есть желание и время заострять на этом внимание несколько месяцев подряд. Во-вторых, быстрый способ можно применить несколько раз, постоянно меняя условия

Например, посчитать расход топлива зимой, а второй раз летом. Потом отдельно на трассе и в городе. По итогу можно будет собрать отличающиеся, но вполне конкретные показатели. А из них — некие усреднённые.

Собственно, быстрых способов есть два, и оба они предполагают заправку бака автомобиля до полного. Пожалуй, это условие является ещё одним недостатком. Согласитесь, не каждый автолюбитель готов заправить полный бак только ради того, чтобы узнать расход топлива. Особенно, если он затеял это ради удовлетворения спортивного интереса. Многие регулярно ездят, что называется, «на лампочке». Потому, если вы из их числа, сразу переходите к небыстрым способам.

Быстрый способ №1

Хорош он не только тем, что за каких-то полчаса позволяет узнать расход топлива. Он почти единственный, если ваша машина ездит на газу. Все счастливые обладатели ГБО знают, что с контролем расхода этого вида топлива есть некоторые сложности. Приступим.

Алгоритм действий:

  1. Едем на заправку.
  2. Заливаем до полного.
  3. Отмечаем километраж.
  4. Ездим (чем больше, тем объективнее будут результаты).
  5. Возвращаемся на заправку.
  6. Засекаем пробег.
  7. Заправляемся опять до полного.
  8. Смотрим на колонке — сколько литров вошло.
  9. Получаем две заветные цифры — литры и километры.
  10. Подставляем их в одну из представленных выше формул.

Быстрый способ №2

Этот метод похож по принципу на предыдущий. Но у него есть пара существенных преимуществ. К ним мы ещё вернёмся, а пока что немного подготовимся. Собственно, чтобы рассчитать расход топлива этим способом, потребуется какая-нибудь ёмкость с возможностью точно измерить литраж. Многие берут пластиковую канистру, на боковушке которой имеется градация по литрам. От такого варианта лучше отказаться.

Во-первых, набирать в пластиковую тару горючее небезопасно. Да и не на всех заправочных станциях разрешат её использовать. Поэтому — берём нормальную стальную канистру, предназначенную для бензина. Отдельно запасаемся какой-либо мерной посудиной, с помощью которой можно будет измерить объём с высокой точностью. Продаётся в любом хозяйственном магазине.

Алгоритм действий:

  1. Заезжаем на заправку.
  2. Отмечаем километраж (обнуляем суточный или записываем общий).
  3. Заправляем полный бак.
  4. Дополнительно набираем топливо в канистру.
  5. Едем столько, на сколько примерно взяли с собой бензина в канистре.
  6. Фиксируем пройдённое расстояние.
  7. Компенсируем сожжённое топливо из канистры, измеряя попутно объём.
  8. Сколько вошло в бак, столько и было потрачено на пройдённое расстояние.
  9. Теперь у нас есть все нужные данные.
  10. Подставляем их в универсальную формулу и узнаем расход.

Теперь пару слов о преимуществах, упомянутых выше. Первый плюс описанного способа расчёта расхода топлива заключается в том, что вам необязательно после замеров посещать заправку. В некоторых случаях это и в правду не с руки. Второе преимущество — вы исключаете погрешность на случай недолива на заправке. То есть, если в предыдущем способе объём компенсированного топлива вы узнаёте по табло на колонке (а там часто и воздух засчитывается), то во втором — что сами намерили, то и будет.

Страсти по расходу топлива

Пару лет назад бензин дорожал так быстро, что многие реально задумались над тем, чтобы ограничить поездки или экономить топливо каким-то еще способом. Самый радикальный – сменить автомобиль на менее мощный, который, как кажется, будет расходовать меньше топлива на сотню километров. Потом, правда, оказывается – все совсем наоборот, и более слабый двигатель меньшего объема оказывается слишком «прожорливым».

Сейчас цены почти не растут, но у многих водителей побеждает желание экономить – даже в ущерб собственному комфорту. А часто и безопасности – со слабым двигателем рискованно идти на обгон или ездить зимой по скользким дорогам.

Вообще, расход топлива в литрах на 100 километрах – вещь очень и очень условная. Для простоты его замеряют в трех разных форматах езды:

  • городской цикл – учитывает особенности движения в плотном потоке с частыми остановками и низкой скоростью;
  • загородный цикл – оптимальная скорость и более плавный разгон/торможение;
  • смешанный цикл – смесь городского и загородного в определенных пропорциях.

Эти варианты включены в Директивы Евросоюза, которые регулируют вопросы энергоэффективности и экологичности транспорта. Но и тут оказывается, что у производителей есть масса уловок.

На сегодняшний день самый громкий скандал – так называемый «Дизельгейт», когда компанию Volkswagen поймали на многократном занижении уровня выбросов. Для потребителей выбросы не так важны, но они поняли главное – заявленный производителем расход топлива имеет слабое отношение к реальности. После этой истории произошла еще одна – на этот раз с Mitsubishi Motors. Компанию уличили в подтасовке данных по расходу топлива для 600 тысяч автомобилей.

Скандалы не только стоили производителям репутационных и материальных потерь, теперь процедура замеров расхода топлива стала более жесткой. Правда, производители продолжают хитрить, особенно с самыми «зелеными» моделями. Например, проведенное в Великобритании исследование показало, что, например, для гибрида V60 расход занижен почти вдвое – он оказался на уровне 3,5 литра на 100 км, тогда как производитель обещает 1,8 литра.

Производители «хитрят» с расходом разными способами – заявленные цифры обычно получены на специальном стенде со стандартными условиями движения, идеальным топливом, отсутствующим сопротивлением воздуха.

Но при таких условиях выясняется интересная картина – измеренный расход топлива не зависит от объема двигателя. То есть, серьезно отличающиеся по объему цилиндров (соответственно, и по мощности) двигатели в одних и тех же условиях расходуют одинаковое количество топлива. Но почему так получается?

Погрешности в расчётах

Ещё раз стоит подчеркнуть: и в том, и в другом случае речь идёт, понятное дело, лишь о приблизительных показателях расхода. Единого, так сказать – на все времена, показателя быть не может. Ведь одно дело – ехать по свободной скоростной автотрассе, где затраты горючего будут минимальными, а другое – передвигаться по оживлённому городу с его многочисленными перекрёстками, светофорами, пешеходными переходами, которые волей-неволей тормозят движение, увеличивают время простоя машины на холостом ходу и, естественно, заставляют тратить на поездку значительно больше топлива. Играют роль также состояние дороги и самого автомобиля, погодные условия и иные моменты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector